ГУО "Минский городской институт развития образования"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Главная | Деятельность | Международное сотрудничество | Международные и региональные проекты | Великий гуманист И.С.Тургенев | информация
 

Проект, выигравший грант Фонда «Русский мир»,

«Великий гуманист И.С. Тургенев: взгляд из XXI века» (200-летию со дня рождения посвящается)

  Проект культурно-гуманитарной направленности

  Период реализации проекта (дата начала – дата окончания) 01.11.2017-30.12.2018

  Организации, принимающие участие в реализации проекта

ГУО «Минский городской институт развития образования»;

ГУО «Гимназия № 1 им. Ф.Скорины г.Минска»;

ГУО «Гимназия № 2 г.Минска»;

ГУО «Гимназия № 5 г.Минска»;

ГУО «Гимназия № 8 г.Минска»;

ГУО «Гимназия № 10 г.Минска»;

ГУО «Гимназия № 22 г.Минска»;

ГУО «Гимназия № 25 г.Минска»;

ГУО «Гимназия № 31 г.Минска»;

ГУО «Средняя школа № 30 г.Минска;

ГУО «Гимназия № 36 г.Минска»;

ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Светоч.

 

Краткая аннотация проекта

Научно-технические достижения последних десятилетий серьезно изменили внутреннюю структуру человеческого общества. Многие прежние жизненные устои - национальные, религиозные, семейные и профессиональные - испытываются сегодня на прочность под натиском перемен. Приоритет пространства над временем, моментального над длительным напрямую связано с культом последних информационно-коммуникационных технологий. Согласно исследованиям ученых, наши дети наизусть знают названия брендов, рекламные слоганы, но при этом не знают классических произведений, предпочитают книгам компьютерные игры развлекательные программы и социальные сети.

И поскольку в ближайшем будущем предвидится дальнейший интенсивный технический прогресс (появление все новых и новых технических усовершенствований через все более короткие промежутки времени), то перед системой образования встает вопрос: подчиниться натиску информационно-коммуникационных технологий в области формирования личности или с их помощью попытаться научить молодого человека вовремя останавливаться, думать, принимать решения, чувствовать и переживать, развиваться. Принимая во внимание, что, по утверждению Д.Б.Эльконин, М.Мида, Е.Вяземского, «развитие -   процесс, связанный с освоением духовной и материальной культуры общества», в нынешних условиях важно не столько формировать знания, сколько развивать человека в человеке, совершенствовать механизмы его саморазвития, самовоспитания, тем самым научить его жить в мире с самим собой и с окружающими, с природой и культурой.

Вдумчивое чтение книг, размышление над ними - несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств личности. Классическая русская литература была и остается средством такого развития, а Иван Сергеевич Тургенев является ярким представителей золотого века в истории ее развития. В его произведениях всегда открытая, искренняя мысль, правда и подлинная, умная любовь к человеку, родине, природе, красоте.

Проект предполагает активное вовлечение детского сообщества в изучение произведений Ивана Сергеевича Тургенева, и ,как следствие, продвижение общекультурных ценностей, русского языка и литературы среди молодежи посредством проведения разноплановых мероприятий, основанных на произведениях русского классика и посвященных празднованию 200-летия со дня его рождения.

Основной целью проекта является формирование устойчивоймотивации учащихся к познанию русской классической литературы, как средства развития личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Достижение цели будет осуществляться через:

изучение творческого наследия классика русской литературы И.С.Тургенева;

создание условий для популяризации творческого наследия И.С. Тургенева посредством вовлечения педагогов и учащихся в мероприятия, связанные с творчеством писателя и посвященные 200-летию со дня его рождения;

организацию  условий, провоцирующих детское действие, как основу формирования   самостоятельности молодого человека в будущем;

развитие творческих и интеллектуальных способностей, читательского интереса участников проекта через создание ими собственных авторских работ и проектов;

совершенствование исследовательских умений и навыков работы с художественными текстами и информационными ресурсами в рамках научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение литературного наследия И.С. Тургенева;

разработку педагогами методических материалов, обмен опытом по изучению произведений И.С.Тургенева в процессе урочной и внеурочной деятельности;

формирование у детей и молодежи системы экокультурных ценностей, развития у них потребности применять их в практике взаимодействия с окружающим миром на примере произведений И.С.Тургенева.

Основной аудиторией, на которую направлена реализация проекта, являются педагоги учреждений образования, учащиеся и их законные представители. В определенной мере проект направлен на студентов вузов и учащихся педагогических колледжей, представителей творческих коллективов системы общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи.

Для успешной реализации целей проекта в него будут вовлечены следующие целевые группы:

педагоги учреждений общего среднего образования, преимущественно учителя русского языка и литературы, классные руководители и учащиеся г.Минска, Беларуси, других стран (10 000 человек), которые примут участие в разноплановых мероприятиях, основанных на изучении жизни и творчества А.С.Тургенева;

работники школьных библиотек (15), которые будут обеспечивать справочную и информационную составляющую проекта;

творческие коллективы учреждений общего среднего и дополнительного образования (50), деятельность которых направлена на исследовательскую работу, воссоздание литературных образов, в том числе тургеневских, (исследовательские работы, а также костюмы, театральные постановки, декорации и т.п.);

не менее 200 педагогов, руководителей государственных и негосударственных образовательных, социальных, культурных, экологических организаций, работающих в г.Минске, регионах Республики Беларусь, других странах, которые примут участие в итоговой конференции и познакомятся с наработками проекта, использованием системно-деятельностного подхода при изучения художественного наследия (на примере творчества И.С.Тургенева).

Реализация проекта предполагает несколько этапов:

  1. Информационно-разъяснительный: начнется с масштабной информационной кампании среди учащейся молодежи г.Минска, Беларуси о 200-летии И.С.Тургенева, его жизни и творчестве (баннеры на сайтах учреждений образования, рекламные акции участников проекта, презентации в рамках проводимых выставок).

Справочно:

1.1. Размещение баннеров на сайтах ГУО «Минский городской институт развития образования» и партнеров с информацией о проекте «Великий гуманист И.С. Тургенев: взгляд из XXI века» (200-летию со дня рождения посвящается);

1.2. Участие в проводимых комитетом по образованию Мингорисполкома, учреждениями образования выставках с презентациями о предстоящем проекте;

1.3. Выпуск презентационных материалов о проекте (буклеты, листовки, радиогазеты, новостные ленты).

  1. Подготовительный: в учреждениях образования анализируются, при необходимости улучшаются или создаются, условия, способствующие развитию интереса к изучению произведений И.С.Тургенева. В частности, изучается читательский фонд библиотек, наличие в нем произведений И.С.Тургенева; актуализируются планы работы учреждений образования с учетом того, что они принимают решение об участии в проекте; создается комфортная читательская среда.

Справочно:

2.1.        Оборудование в учреждениях образования «Тургеневских уголков для чтения» (дизайн разрабатывается учреждением образования);

2.2.        Организация и проведение мотивационных акций «Книга дня»; «Читаем И.С.Тургенева»;

2.3.        Оформление в библиотеках учреждений образования тематических выставок «Тургеневу -200»; «2018 – год И.С.Тургенева»;

2.4.        Обеспечение преемственности между учебными и внеучебными занятиями, учебными предметами, ступенями образования в процессе формирования заданий, стимулирующих и направляющих интерес учащихся к изучению творчества И.С.Тургенева;

2.5.        Проведение интернет - анкетирования (он-лайн опроса) групп учащихся по теме «И.С.Тургенев – это…».

  1. Основной этап проекта предполагает многоаспектное изучение творчества И.С.Тургенева и использование этих знаний для создания собственных наработок (исследовательские работы, методические материалы педагогов, создание учащимися продуктов собственного творчества, навеянных произведениями И.С.Тургенева: костюмы тургеневской эпохи, изделия декоративно-прикладного искусства, детское литературное творчество, проведение разноплановых мероприятий с использованием материалов о жизни и творчестве классика русской литературы, др.).  

Справочно:

3.1. Создание Интернет – салона (на Moodle) «200-летию И.С.Тургенева посвящается…» и размещение в нем разработанных педагогами учреждений образования учебных и внеучебных занятий, направленных на изучение жизни и творчества И.С.Тургенева;

3.2. Проведение интернет-конкурса среди учащихся «Красота, природа и человек в творчестве И.С. Тургенева» по номинациям: лучшее эссе, лучший буктрейлер по мотивам произведений И.С. Тургенева;

3.3.        Издание сборника творческих работ «Творчество И.С. Тургенева глазами ученика и учителя 21 века»;

3.4.        Организация и проведение городского молодежного бала «Тургеневский бал в Минске»;

3.5.         Демонстрация коллекций и дизайнерских решений юных модельеров «Тургеневская барышня»;

3.6.        Представление исследовательских работ учащихся и педагогов в рамках проведения городских краеведческих чтений (секции «Современный Базаров», «Имя Тургенева на карте мира»);

3.7.        Педагогический тур «Творчество И.С.Тургенева на уроках литературы в учреждениях образования Беларуси»;

  1. Заключительный этап предполагает проведение итоговой конференции и выставки, на которых у каждого участника проекта, любого заинтересованного лица будет возможность высказать свое мнение посредством использования интернет - ресурсов, а также в рамках опросов и анкетирования при проведении мероприятий проекта; обобщить полученный в рамках реализации проекта опыт.

4.3.        Проведение международной научно-практической конференции «И.С.Тургенев. 200 лет спустя»;

4.4.        Издание сборника материалов конференции «И.С.Тургенев. 200 лет спустя»;

4.5.        Проведение итогового анкетирования и он-лайн опроса. Заключительная встреча организаторов проекта. Подготовка итогового отчета.

 

В качестве конечных продуктов проекта можно отметить следующие:

материалы международной научно-практической конференции «И.С. Тургенев. 200 лет спустя»;

материалы Интернет – салона «200-летию И.С.Тургенева посвящается…»;

творческие работы интернет-конкурса для учащихся «Красота, природа и человек в творчестве И.С. Тургенева» в номинациях: лучшее эссе, лучший буктрейлер по мотивам произведений И.С. Тургенева;

материалы творческих работ «Творчество И.С. Тургенева глазами ученика и учителя 21 века».

К нематериальным продуктам следует отнести:

педагогический опыт, приобретенный педагогами в процессе педагогического тура «Творчество И.С.Тургенева на уроках литературы в учреждениях образования Беларуси»;

профессиональные знания, полученные в процессе участия в интернет-салоне «200-летию И.С. Тургенева посвящается…», краеведческих чтениях, в ходе создания «Тургеневских уголков для чтения», при организации и проведении бала, конкурса юных модельеров;

учащиеся в процессе участия в проекте получат возможность не только глубоко и системно изучить соответствующие их возрасту произведения И.С.Тургенева, приобрести конкретные сведения о жизни, нравственных ориентирах и ценностях людей, которые жили в 19 веке, но также на основе полученных знаний создать свои произведения, авторские работы, проявить и развить себя в действии.

В процессе организации конкретных дел, сравнения ценностей настоящего и прошлого будут переосмыслены многие стереотипы современности, приводящие к внутренней деградации личности. При тесном и разностороннем знакомстве с жизнью и творчеством великого писателя, возникнет ощущение причастности к русской культуре, как необходимому атрибуту современного человека, позволяющему каждому человеку воспользоваться «духовной передышкой».

Материалы проектной деятельности, как и процесс реализации проекта, будут широко освещаться на сайте Минского городского института развития образования, официальных сайтах учреждений-партнеров, в СМИ.

Материалы конференции, интернет - салона, интернет конкурса будут предоставлены для использования в учреждениях образования Беларуси, а также применяться в рамках повышения квалификации учителей русского языка и литературы и классных руководителей.