Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
 Новости:
МЕНЮ

Орлова Лидия Васильевна

Орлова Лидия Васильевна – кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и предметных методик, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, практический психолог высшей квалификационной категории.

Рабочее место: каб. 411 : пер. Броневой, 15А.

Рабочий телефон: (8-017) 397-58-03.

Электронная почта: lida_ orlova_1975@mail.ru.

Консультации: среда 10.00-16.00.

Образование:

УО «Ульяновский государственный педагогический институт имени И.Н.Ульянова»

Cпециальность: педагогика и психология.

Квалификация: преподаватель педагогики и психологии.

УО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Специальность переподготовки: психолого-социальная работа.

Квалификация: специалист по социальной работе, практический психолог.

Сертифицированный специалист в области: «Теория и практика преобразующего взаимодействия», «Коучинг в образовании».

Ученая степень: кандидат психологических наук, 2001 г. Специальность 19.00.07 – педагогическая психология.

Ученое звание: доцент, 2003 г. Специальность: «Психология».

Член Совета Института.

Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, 2003 г.

Член редколлегии НМЖ «Вестник МГИРО».

Обладатель гранта Мингорисполкома за разработку образовательного проекта «Развитие профессионально-психологической культуры педагога в системе столичного образования».

Область научных интересов: дополнительное образование взрослых, педагогическая психология, психология личности педагога, методика преподавания психологии.

Тематика консультаций:

Психологические аспекты сохранения профессионального здоровья педагога.

Когнитивное управление поведением педагога в ситуациях профессионального стресса.

Профилактика и стратегии преодоления профессионального выгорания педагога.

Профессиональный имидж педагога.

Психолого-педагогическая компетентность педагога.

Психологические аспекты профильного обучения.

Психологическая культура педагога.

Психология убеждающей коммуникации.

Прошла повышение квалификации:

«Информационные и Интернет технологии в образовании» (ГУО «Республиканский институт высшей школы»), 2003 г.

«Совершенствование навыков владения иностранным языком» (ГУО «Академия последипломного образования»), 2012 г.

«Беларуская мова – мова тытульнай нацыi» (ГУО «Минский городской институт развития образования»),  2015 г.

 «Успешные психологи: обмен опытом» (Институт практической психологии «Иматон», Санкт-Петербург), 2016 г.

«Использование  «облачных» технологий в профессиональной деятельности педагога» (ГУО «Минский городской институт развития образования»), 2018 г.

Имеет награды:

Почетная грамота Управления образования Мингорисполкома, 2000 г.

Почетная грамота Комитета по образованию Мингорисполкома: 2004,  2009, 2014 гг.

Грамота Министерства образования Республики Беларусь, 2006 г.

Почетная грамота Министерства образования Республики Беларусь: 2010, 2014 гг.

Нагрудный знак «Выдатнік адукацыі», 2015 г.

Благодарность Минского городского Совета депутатов, 2015 г.

Благодарность Министерства образования Республики Беларусь, 2019 г.

Изданы учебно-методические пособия:

1. Орлова, Л.В. Развитие психологической культуры  школьника/ Л.В.Орлова // Уч. методическое пособие для студентов. Под ред. Я.Л.Коломинского. – Мозырь: Белый ветер, 2000. – 144 с.

2. Орлова, Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы/ Л.В.Орлова// Учебно-методическое пособие.- Минск: Технопринт, 2002. – 120с.

3. Орлова, Л.В. Социально-психологическая помощь /Л.В.Орлова, Н.В.Кастюк. – Минск: Красико-Принт, 2005. – 176с.

4. Орлова Л.В. Методика преподавания психологии /Авт.-сост. Л.В.Орлова // Программно-метод. комплекс. –Минск: БГПУ, 2005. – 71 с.

5. Орлова, Л.В. Призвание. Как прожить в профессии без острых углов /Л.В.Орлова, С.В.Радькова //Учебное пособие.- Минск: Зорны верасок, 2013 – 312 с.

6. Толкачева, О.В. Творчество и инновации в школе : учеб. пособие // О.В. Толкачева, Л.В. Орлова, Л.А. Соколова: науч. ред.: С.М. Кайсын, Т.И. Мороз, Е.П. Седов.- Минск : МГИРО,  2014. – 154 с.

7. Орлова, Л.В. Психология самопознания : методические разработки факультативных занятий для подростков / Л. В. Орлова ; науч. ред. Я. Л. Коломинский. – Минск : МГИРО, 2017. – 68 с.

Опубликованные научные статьи за 2015-2020 год:

1. Орлова, Л.В. Психологические аспекты профильного обучения /Л.В.Орлова // Вестник МГИРО. – 2015. -  №3. - С. 25-31.

2. Орлова, Л.В. Профессиональный кризис: пути и средства его преодоления /Л.В. Орлова // Народная асвета. – 2015. - №11. - С. 25-28.

3. Орлова, Л.В. Диагностическая деятельность учителя в условиях профильного обучения /Л.В. Орлова, С.В. Радькова // Вестник МГИРО. – 2015. - №2. - С. 55-63.

4. Орлова, Л. В. Психологические детерминанты склонности подростков к аддиктивному поведению / Л.В. Орлова // Вестник МГИРО. – 2015. - №2. -  С. 33-37.

5. Орлова, Л. В. Психологическая устойчивость личности как фактор профилактики профессионального выгорания педагога /Л.В. Орлова // Минская школа сегодня. – 2016. - № 5. - С. 26-27.

6. Орлова, Л.В. Психологические факторы сохранения профессионального здоровья специалиста образовательной деятельности /Л.В. Орлова //Вестник МГИРО. – 2016. - № 1. – С. 62.

7. Орлова, Л.В. Актуальные вопросы современной психологии. Особая миссия психолога в эпоху перемен /Л. В. Орлова // Вестник МГИРО. – 2016. - № 4. –С. 43-49.

8. Орлова, Л. В. Профессиональное здоровье учителя – фундамент здоровья учащихся /Л. В. Орлова // Народная асвета. – 2016. - №12. – С. 26-29.

9. Орлова, Л. В. Особенности психолого-педагогической диагностики и ее роль в повышении качества образовательного процесса в дошкольных учреждениях / Л. В. Орлова, М.К. Чуракова // Минская школа сегодня. – 2017. - № 7. - С. 46-49.

10. Орлова, Л. В. Теоретическая модель психолого-педагогической компетентности работников системы столичного образования в контексте профильного обучения /Л.В. Орлова, Л.Н. Воронецкая // Вестник МГИРО. - 2018г. -  №1 (33). - С. 93;

11. Орлова, Л. В. Когнитивный диссонанс как фактор социально-психологической дезадаптации педагога /Л.В. Орлова //Вестник МГИРО. -  2018г. - №3 (35). - С. 54-57;

12. Орлова, Л.В. Теоретическая модель психолого-педагогической компетентности работников системы столичного образования в контексте профильного обучения (результаты НИР второго этапа) /Л.В. Орлова,  Л.Н. Воронецкая, В.В. Рябов // Вестник МГИРО. – 2018. – № 4 (36). – С. 87–93.

13. Орлова, Л.В. Готовимся к выпускным экзаменам /Л.В. Орлова //Минская школа сегодня. – 2019. - № 4. – С. 46-47.

14. Орлова, Л.В. Концепция развития психолого-педагогической компетентности работников столичного образования в условиях организации профильного обучения / Л.В. Орлова, Л.Н. Воронецкая // Вестник МГИРО. – 2019. - № 1. – С. 66-69.

15. Орлова, Л.В. Практико-ориентированная стратегия развития психолого-педагогической компетентности в условиях профильного обучения (на примере педагогического профиля) /Л.В. Орлова, Л.Н. Воронецкая //Вестник МГИРО. – 2019. - № 3. – С. 36-42.

16. Орлова, Л.В. Методолого-теоретические и научно-методические основания развития психолого-педагогической компетентности работников системы столичного образования в контексте профильного обучения. Отчет по НИР за 2019 год /Л.В. Орлова, Н.Н. Максимук, С.В. Радькова // Вестник МГИРО. – 2020. - № 1 (41). – С. 79-90.

17. Орлова, Л.В. Социально-психологические аспекты развития взрослых в перспективе жизненного пути /Л.В. Орлова, Л.Н. Воронецкая, Е.А. Бельницкая и др.//Вестник МГИРО. – 2020. - №2 (42). – С. 19-26.

18. Орлова, Л.В. Профилактика профессионального выгорания педагога/Л.В. Орлова //Вестник МГИРО. – 2020. - №3 (43). – С. 39-43.

19. Орлова, Л.В. Азбука мышления/Л.В. Орлова, Э.А. Кузнецова //Минская школа сегодня. - №7 (214). – С. 37-41.

Участие в научных конференциях за 2015-2020 год:

1. Орлова, Л.В.  Психологическая устойчивость личности как фактор профессиональной успешности педагога учреждения дошкольного образования / Л.В. Орлова, С.В. Радькова // Материалы Международной научно-практической конференции «Дошкольное образование: история и современность» (2 апреля 2015г., г. Минск, БГПУ).– Минск: БГПУ им. М. Танка, 2015. – С. 193-195.

2. Орлова, Л. В. Профилактика аддиктивного поведения молодежи / Л.В. Орлова, С.В. Радькова, И. С. Иванец, Т. Г. Семак // Материалы открытой городской научно-практической конференции с международным участием «Образовательное пространство столичного региона: пути развития и совершенствования» (15 -16 апреля 2015 г., г.Минск, Беларусь) /под ред. Т.И. Мороз. - Минск: МГИРО,  2015. – С. 115-116.

3. Орлова, Л.В. Психологические аспекты самопрезентации учителя [Электронный ресурс] // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Современное образование взрослых: состояние, проблемы и перспективы» (8-9 октября 2015 г., г.Минск, Беларусь). - Минск: МОИРО, 2015. – 1 электр. опт. диск (CD-ROM).

4. Орлова, Л.В. Эмоциональная компетентность педагога как фактор профессионального развития// Материалы Международной научно-практической конференции «Педагогические сообщества – институт наставничества» (29  октября 2015г., г.Минск, Беларусь) /под ред. Т.И. Мороз.  - Минск: МГИРО, 2015. - С. 76.

5. Орлова, Л.В. Психологические факторы сохранения профессионального здоровья специалиста образовательной деятельности /Л.В. Орлова // Материалы Международной конференции «Проведение профориентационной работы в регионе: взаимодействие государственных и негосударственных структур с целью выполнения государственного заказа на подготовку кадров» (15 января 2016 г., г.Минск, Беларусь) /под ред. Т.И. Мороз. – Минск: МГИРО, 2016. – С. 62.

6. Орлова, Л. В. Дистанционное обучение взрослых как средство индивидуализации образования /Л.В. Орлова // Материалы III открытой Международной научно-практической конференции «Дорожная карта информатизации: от цели к результату» (11-12 февраля 2016 г., г.Минск, Беларусь) /под ред. Т.И. Мороз. – Минск: МГИРО, 2016. - С. 117-118.

7. Орлова, Л.В. Психологические аспекты профильного обучения / Л.В. Орлова, Н.Л. Толкач //Материалы открытой городской  научно-практической конференции с международным участием «Профессиональные педагогические сообщества: традиции и инновации» (19-20 апреля 2016 г., г. Минск, Беларусь) /под. Ред. Т.И. Мороз. – Минск: МГИРО, 2016. - С.73-74.

8. Орлова, Л. В. Психологические аспекты профильного обучения / Л. В. Орлова,  Н.Н. Максимук, С.В. Радькова, Н.Л. Толкач // Материалы научно-практической интернет - конференции «Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии» (с международным участием) (10 - 20 октября 2016г., г. Минск, Беларусь) /под. Ред. Т.И. Мороз. – Минск : МГИРО, 2016. – С. 22.

9. Орлова, Л.В. Влияние образовательной среды факультативных занятий по психологии на самоопредставления и представления одноклассников / Л. В.Орлова // Материалы 22-й международной научно-практической конференции «Ресурсы развития образовательной среды для эффективной самореализации личности». Часть 1 (28-30 июня 2016 г., г.Брест, Беларусь). – М. : УЦ Перспектива, 2016. – С. 175-181.

10. Орлова, Л. В., Персонализация обучения в системе дополнительного образования взрослых / Л. В. Орлова, Н.Н. Максимук, Н.Л. Толкач // Материалы IV открытой международной научно-практической конференции «Дорожная карта информатизации: от цели к результату» (16-17 февраля 2017 г., г. Минск, Беларусь) /под. Ред. Т.И. Мороз. – Минск : МГИРО,  2017. – С. 75-76.

11. Орлова, Л. В. Психологическая устойчивость личности как фактор профессиональной компетентности педагога [Электронный ресурс] / Л. В. Орлова, Н.Л. Толкач // Материалы международной научно-практической конференции «Образование взрослых: управление личностным и профессиональным развитием» (16-17 ноября 2017 г., г. Минск). – Минск : ИПКиПК БГПУ, 2017.-  1 электр. опт. диск (CD-ROM).

12. Орлова, Л. В. Психолого-педагогическая компетентность педагога как фактор оптимизации межличностных взаимодействий [Электронный ресурс] / Л. В. Орлова // Материалы городской научно-практической интернет - конференции с международным участием «Педагогическая наука и образовательная практика: традиции и инновации» (09-19 октября 2017 г., г. Минск). – Минск : МГИРО, 2017. – 1 электр. опт. диск (CD-ROM).

13. Орлова, Л.В. Формирование самопредставлений учащихся педагогических классов в процессе развития психологической культуры личности [Электронный ресурс] / Л. В. Орлова // Материалы IIреспубликанской научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт и перспективы» ( 3 ноября 2017 г., г. Минск). – Минск : БГПУ,  2017. – 1 электр. опт. диск (CD-ROM).

14. Орлова, Л. В. Развитие индивидуальности учащихся на уроках информатики в условиях профильного обучения / Л. В. Орлова //Тезисы докладов V открытой Международной научно-практической конференции «Дорожная карта информатизации: от цели к результату»(15-16 февраля, 2018г., г. Минск, Беларусь) /под ред. Т.И. Мороз. – Минск: МГИРО, 2018.- С. 71.

15. Орлова, Л. В.Психологическая устойчивость личности педагога как фактор результативности профессиональной деятельности / Л.В. Орлова, Н. Н. Максимук // Тезисы докладов открытой городской научно-практической конференции с международным участием «Качество современного образования: от профессионализма учителя – к компетентности учащихся» (11-12 апреля, 2018г., г.Минск, Беларусь) /под ред. Т.И. Мороз. – Минск: МГИРО, 2018. – С. 55.

16. Орлова, Л. В. Когнитивный диссонанс как фактор социально-психологической дезадаптации педагога [Электронный ресурс] / Л. В. Орлова // Педагогическая наука и образовательная практика: традиции и инновации: материалы II городской науч.-практ. интернет-конф. с международным участием, 01–10 окт. 2018 г., Минск, Беларусь / под ред. Т. И. Мороз. – Минск : МГИРО, 2018. – 1 электр. опт. диск (CD-ROM).

17. Орлова, Л.В. Системный подход к развитию психолого-педагогической компетентности педагога /Л.В. Орлова, Н.Н. Максимук, Л.Н. Котенева //Тезисы докладов открытой городской научно-практической конференции с международным участием «Столичное образование: теория и практика достижения целей устойчивого развития страны» (11-12 апреля, 2019г., г. Минск, Беларусь) /под ред. Т.И. Мороз. – Минск: МГИРО, 2019. – С. 46.

18. Орлова, Л.В. Когнитивное управление поведением педагога в ситуациях профессиональной деятельности [Электронный ресурс] /Л.В. Орлова //Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Образование  в поликультурном мире: от науки к практике» (26 марта, 2019г. г. Минск, Беларусь) /под ред. Т.И. Мороз. – Минск: МГИРО, 2019. – 1 электр. опт. диск (CD-ROM).

19. Орлова, Л.В. Психолого-педагогическая компетентность педагога классов педагогического профиля как фактор профессиональной успешности /Л.В. Орлова, И.Р. Наранович // тезисы докладов III Международной научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт и перспективы», г. Минск, 5 ноября 2019 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. Максима Танка; под ред. А. И. Жука. – Минск: БГПУ, 2020. – С. 45–47.

20. Орлова, Л.В. Психолого-педагогические аспекты профессионального роста педагога / Л.В. Орлова, Е.А. Бельницкая //Международная научно-практическая конференция «Наука, образование, культура»: Сб. статей / науч. ред.: Захария С. К. – Комрат: КГУ, 2020. Т. 3: Психолого-Педагогические науки / сост.: Т. И. Раковчена. – 2020. – С. 506–509.

21. Орлова, Л.В. Социально-психологические аспекты самоопределения взрослых / Л.В. Орлова Л.Н. Воронецкая, Е.А. Бельницкая //Тенденции развития образования XXI века: формирование навыков будущего: сборник материалов межрегиональной научно-практической интернет - конференции. Омск, 7 мая – 7 июня 2020 год: в 2-х ч.: ч. 1 / отв. ред. Н. В. Ляшевская. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2020. – С. 13-14.

22. Орлова, Л.В. Эмоциональная компетентность педагога как фактор профилактики профессионального выгорания /Л.В. Орлова //Conferenceproceedings «Theinteractionofscienceandsociety – thepathtomodernizationandinnovativedevelopment», 10.06.2020, Namangan, RepublicofUzbekistan, T. 2, p.- 244 – 247.

23. Орлова, Л.В. Профилактика профессионального выгорания педагога /Л.В. Орлова //Педагогическая наука и образовательная практика:традиции и инновации : тезисы докладов IV гор. науч.-практ. интернет-конф. с международным участием (1-16 октября 2020 г., Минск, Беларусь) [Электронный ресурс] под общ.ред. Т.И. Мороз. – Минск: МГИРО, 2020. – С. 53-54.