ГУО "Минский городской институт развития образования"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Главная | Наши ученые | Масюкова Наталья Александровна
 

Масюкова Наталья Александровна – профессор (на 0,5 ставки) кафедры управления и экономики образования, доктор педагогических наук, профессор

Рабочее место: пер. Менделеева, 1, каб. 315
Консультации: среда 15.00-18.00 
Контактные телефоны: 8(017)245-45-41

    Окончила факультет дефектологии Белорусского государственного педагогического института им. М. Горького (1974 г.) по специальности «учитель и логопед вспомогательной школы»; аспирантуру НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР с защитой кандидатской диссертации (Москва, 1987 г.). Докторскую диссертацию защитила в 2001 году в НИИ общего среднего образования Российской академии образования. Профессор с 2009 года.

     Работала логопедом детского сада № 27 г. Минска (1974-1983 гг.), ассистентом, старшим преподавателем, доцентом кафедры сурдопедагогики и логопедии Белорусского государственного педагогического института им. М. Горького (1983-1992 гг.); зав. кафедрой дефектологии, деканом факультета дефектологии Академии последипломного образования (1992-1999 гг.), заведующей лабораторией проектирования образовательных систем Национального института образования (1999-2010 гг.), профессором кафедры педагогики начального образования Мозырского государственного педагогического университета им. И.П.Шамякина (2010-2011 гг.).

Научные интересы:

а) методология, теория и практика подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов педагогических наук) для системы образования Республики Беларусь;
б) теория и практика разработки дидактических сценариев занятий с использованием информационных образовательных ресурсов в рамках инновационной стратегии учения/обучения;
в) организационно-педагогические условия проектирования социального компонента современной образовательной среды с использованием информационных образовательных ресурсов;
г) теория и практика проектной деятельности в образовании;
д) организационно-дидактические возможности информационно-образовательных ресурсов в рамках информационного общества.

Проблематика, разрабатываемая в рамках тематики НИР кафедры:

Роль и значение мультимедийных программ, используемых для создания электронных средств обучения (информационных образовательных ресурсов) в рамках повышения квалификации (переподготовки) работников системы образования.

Тематика консультаций:

а) структура, содержание, научный аппарат и техника проведения диссертационных исследований в сфере педагогической науки;
б) этапы разработки дидактических сценариев занятий с использованием информационных образовательных ресурсов;
в) методология, теория и практика проектной деятельности в системе образования.

Публикации
    Начиная с 1985 года автором по результатам научной, опытно-экспериментальной и практической деятельности в системе образования опубликовано более 150 работ (учебные и методические пособия, научные статьи, методические рекомендации, материалы конференций, монография и др.), среди которых:

  1.  

Культура личности субъекта научно-исследовательской дея-тельности

Статья

Н.А. Масюкова // Педагогика. – 2008. – № 1. –        С. 48– 56.

  1.  

Культура личности научных исследователей в области образования: теоретическая модель

Статья

Н.А. Масюкова // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – № 3. – С. 3–14.

  1.  

Теоретические основания обеспечения полноты реализации функций науки в педагогических исследованиях

Статья

Н.А. Масюкова // Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом: материалы междунар. науч.-практ. конференции, Минск, 17-18 апреля 2008 г.; под ред. И.В. Войтова. – Минск: ГУ «БелИСА», 2008. – С. 214– 215.

  1.  

Культура личности субъектов научно-исследовательской деятельности в сфере образования

Статья

Н.А. Масюкова //  Образование и педагогическая наука: тр. Нац. Ин-та образования. Вып.2. Технологии управленческой деятельности. – Минск: НИО, 2008. – С. 75-89. – (Серия 7: Методология управления и развития образования).

  1.  

Закономерности процессов целеполагания и тактического планирования в контексте подготовки организаторов научно-исследовательской деятельности в сфере образования.

Статья

Н.А. Масюкова //  Образование и педагогическая наука: тр. Нац. Ин-та образования. Вып.2. Технологии управленческой деятельности. – Минск: НИО, 2008. – С. 143-154. – (Серия 7: Методология управления и развития образования).

  1.  

Стратегическое планирование в контексте разработки образовательной технологии подготовки менеджеров научно-исследовательской деятельности

Статья

Н.А. Масюкова // Кiраванне у адукацьп. – 2008. – № 8. – С. 3–10.

  1.  

Ценностно-смысловые ориентиры развития культуры организации научно-исследова-тельской деятельности

Статья

Н.А. Масюкова // Адукацыя i выхаванне. – 2009. – № 1. – С. 51–59.

  1.  

Принципы пространственно-предметной организации образо-вательной среды

Статья

Н.А. Масюкова // Архитектура и строительство. – 2009. – № 1–2. – С. 46–51.

  1.  

Методологические основания подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации для столичного образования

Статья

Н.А. Масюкова // Стратегический ресурс в развитии системы образования Республики Беларусь: компетентностный подход: материалы симпозиума научных конференций, Минск, 7-8 апреля 2009 г.; редкол.: Н.Д. Алеексеев [и др.]. – Минск: МГИРО, 2009. – С. 249–251.

  1.  

Принципы развития культуры организации НИД в системе непрерывного образования

Статья

Н.А. Масюкова // Адукацыя i выхаванне. – 2009. – № 7. – С. 51–59.

  1.  

К вопросу о необходимости подготовки менеджеров научно-исследовательской деятельности

Статья

Н.А. Масюкова // Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества: материалы междунар. науч.-практ. конференции, Минск, 24–25 сентября 2009 г.; под. ред. И.В. Войтова. – Минск: ГУ «БелИСА», 2009. – С.180–181.

  1.  

Социальный компонент развивающей образовательной среды городской школы

Статья

Н.А. Масюкова // Столичное образование. – 2009. – № 9. – С. 15–31.

  1.  

Содержание и структура социального компонента образовательной среды сельской школы

Статья

Н.А. Масюкова // Адукацыя i выхаванне. – 2010. - №1. – С. 38-49.

  1.  

Информационное научно-методическое обеспечение подготовки организаторов научных исследований в системе последипломного образования

Статья

Н.А. Масюкова // Стратегические приоритеты развития образования взрослых: тезисы докладов открытой науч.-практ. конф. (15 апр. 2010г., г.Минск) / редкол.: В.В.Буткевич [и др.]. – Минск:МГИРО, 2010. – С. 138

  1.  

Образовательный потенциал и критерии оценки социального компонента развивающей образовательной среды городской и сельской школ

Статья

Н.А. Масюкова // Адукацыя i выхаванне. – 2010. - №5. – С. 45-55.

  1.  

Формирование стратегии обучения в виде дидактических сценариев уроков

Статья

Н.А.Масюкова // Столичное образование. – 2010. - №6. – С. 16-22.

  1.  

Модель  дидактических сценариев уроков в условиях современной образовательной среды

Статья

Н.А.Масюкова // Столичное образование. – 2010. - №7. – С. 18-31.

  1.  

Дидактические материалы по оценке эффективности организации социального компонента образовательной среды

Статья

Н.А.Масюкова // Личность. Образование. Общество. Психолого-педагогическое сопровождение образования: материалы международной научно-практической конференции. Гродно, 11 декабря 2013 г.: в 2 ч./ ред. кол. С.Я. Кострица [и др.]. – Гродно: ГУО «Гродненский областной институт развития образования», 2013. – Ч. 1. – С. 81-86  

  1.  

Дидактическое сценирование в образовании: модельное видение

Статья

Н.А.Масюкова // Теорияи практика развития инженерно-педагогического образования в рамках МГВРК: сб. науч. ст./ М-во образования РБ, УО МГВРК; под общ.ред. канд. пед. наук, доцента С.Н.Анкуды. – Минск: МГВРК, 2014. – С.144- 151. ISBN978-985-526-209-2.