Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
МЕНЮ

Рекомендации для слушателей

УТВЕРЖДЕНО
Приказ ректора
03.01.2020 № 02-ОС

ПОЛОЖЕНИЕ
03.01.2020 № 1
г. Минск

Об итоговой аттестации слушателей
при освоении содержания
образовательных программ
повышения квалификации
руководящих работников и специалистов

I. Общие положения

1. Настоящим положением определяются формы итоговой аттестации слушателей при освоении содержания образовательных программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов (далее – итоговой аттестации слушателей) в государственном учреждении образования «Минский городской институт развития образования» (далее – институт).

2. Реализация образовательных программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов завершается итоговой аттестацией, формы которой определены разделом XIV Кодекса Республики Беларусь от образовании, Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 декабря 2013 г. № 135 «Правила проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых», СТИ 2.1-2017 «Реализация образовательных программ дополнительного образования взрослых», ДП 4.2-2017 «Мониторинг и оценка обучающихся», МИ 1.4-2017 «Рекомендации по организации образовательного процесса». К итоговой аттестации допускаются слушатели, выполнившие в полном объеме требования учебно-тематического плана. Итоговая аттестация проводится, как правило, в последний день проведения учебных занятий.

3. Для проведения итоговой аттестации слушателей, освоивших содержание образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, создается комиссия, состав которой утверждается приказом ректора института.

4. Результаты итоговой аттестации слушателей заносятся в ведомости установленного образца, которые подписываются преподавателем и(или) членами комиссии. Слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство о повышении квалификации установленного образца. Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок, получившим отметку «не зачтено» или ниже 4 (четырех) баллов, предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок. Срок повторной итоговой аттестации устанавливается приказом ректора института. Допускается прохождение слушателем не более одной повторной итоговой аттестации. Слушатель, не явившийся на повторную итоговую аттестацию или не получивший положительную отметку по результатам итоговой аттестации, признается не прошедшим итоговую аттестацию.

5. Итоговая аттестация слушателей проводится с целью определения соответствия результатов их учебной деятельности требованиям, установленным учебно-программной документацией образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов при завершении освоения ее содержания.

6. Итоговая аттестация слушателей может проводиться в формах:

6.1. защиты выпускной работы, реферата;

6.2. экзамена (квалификационного экзамена);

6.3. зачета;

6.4. собеседования.

7. Конкретная форма итоговой аттестации определяется в соответствии с учебно-тематическим планом и формой получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации. Не допускается планирование двух и более форм итоговой аттестации на одну группу слушателей.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ, РЕФЕРАТА

8. Выпускная работа выполняется в соответствии с примерной тематикой выпускных работ с целью формирования у слушателей умений самостоятельно работать с литературой, анализировать собственную профессиональную деятельность, изучать и обобщать передовой опыт работы по соответствующей теме образовательной программы повышения квалификации, выделять и формулировать проблемы, разрабатывать пути их решения.

9. Реферат как форма итоговой аттестации слушателей выполняется в соответствии с примерной тематикой рефератов и представляет собой письменное изложение результатов анализа содержания источников информации с целью поиска решения проблем в рамках конкретной образовательной программы повышения квалификации. Объем реферата должен составлять 12-15 страниц, набранных на компьютере. Все приложения к работе не входят в ее объем.

10. Порядок работы над выпускной работай (рефератом) предусматривает: выбор темы (тема должна быть не только актуальной по своему значению, но и интересной по содержанию); подбор и изучение основных источников по теме; составление библиографии; обработка и систематизация информации; составление плана выпускной работы (реферата); написание выпускной работы (реферата).

11. Направляемые для освоения содержания образовательной программы повышения квалификации руководящие работники и специалисты вправе заранее ознакомиться с содержанием учебной программы повышения квалификации и тематикой выпускных работ (рефератов), выбрать тему выпускной работы (реферата) либо определить ее самостоятельно по согласованию с руководителем по подготовке выпускной работы (реферата).

12. Примерная тематика выпускных работ (рефератов) разрабатывается кафедрами факультета повышения квалификации педагогических работников и утверждается в установленном порядке вместе с учебной программой повышения квалификации.

13. Выпускная работа (реферат) должен отвечать следующим требованиям:

13.1. на титульном листе указываются наименование института, фамилия, имя и отчество автора, тема выпускной работы (реферата); фамилия, имя и отчество руководителя по подготовке выпускной работы (реферата) с указанием его ученой степени, звания, наименования кафедры, название города Минска, год;

13.2. оглавление включает названия структурных элементов с указанием точных названий глав и номеров соответствующих им страниц выпускной работы (реферата);

13.3. аннотация содержит краткую характеристику выпускной работы (реферата) с точки зрения ее содержания, темы, достижения поставленной цели и основных результатов, она предназначается для предварительного ознакомления с выпускной работой (рефератом), объем ее не должен превышать одну страницу;

13.4. введение – вступительная, начальная часть выпускной работы (реферата), в ней даются обоснование выбора темы, ее актуальность, степень научной разработанности, общая оценка состояния исследуемой проблемы, цели и задачи работы, подходы и методы анализа. Объем – до 2-3 страниц;

13.5. основная часть выпускной работы (реферата) раскрывает сущность проблемы, ее место в современной теории и практике, тенденции развития проблемы, содержит предложения и практические рекомендации по решению исследуемой проблемы. Основная часть может излагаться в главах (параграфах);

13.6. заключение содержит основные результаты и выводы;

13.7. список использованных источников включает перечень источников информации, на которые в работе приводятся ссылки. Ссылки на источники в выпускной работе (реферате) следует приводить в подстрочном примечании или указывать порядковый номер по списку источников. Оформление списка источников производится согласно приказу ВАК Республики Беларусь от 25.06.2014 г. № 159.

14. При оформлении текста выпускной работы (реферата) каждая структурная часть начинается с новой страницы, работа печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4.

15. Текст выпускной работы (реферата) следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее и верхнее – 20 мм.

16. Первой страницей выпускной работы (реферата) является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц. Нумерация страниц располагается по центру верхнего поля. На титульном листе номер страницы не ставят.

17. Цифровой материал рекомендуется помещать в виде таблиц, которые должны быть пронумерованы. Таблицы размером в одну страницу и более целесообразно помещать в приложении.

18. Слушатель прибывает в институт для освоения содержания образовательной программы повышения квалификации с материалами (проектом) для выпускной работы (реферата).

19. Руководителями по подготовке выпускной работы (реферата) назначаются лица из числа профессорско-преподавательского состава, а также иные квалифицированные специалисты института (не более 6 слушателей на одного преподавателя) и утверждаются приказом ректора института.

20. Руководитель по подготовке выпускной работы (реферата) обязан:

20.1. проводить консультирование по вопросам подбора литературы, справочных и архивных материалов, других источников по теме выпускной работы (реферата);

20.2. оказать помощь слушателю в структурировании материала;

20.3. контролировать ход выполнения выпускной работы (реферата);

20.4. составить отзыв (рецензию) о выпускной работе (реферате).

21. Руководители по подготовке выпускной работы (реферата) предоставляют курирующей кафедре отзыв о выпускной работе (реферате) слушателя, в котором отражаются: актуальность темы выпускной работы (реферата); степень выполнения поставленных задач; степень самостоятельности и инициативности слушателя; умение слушателя пользоваться специальной литературой; возможность использования полученных результатов на практике; вывод о допуске выпускной работы (реферата) к защите.

22. Защита выпускной работы (реферата) проводится в последний день учебных занятий (до 6 часов на группу) комиссией, утвержденной приказом ректора, в составе 2-3 преподавателей. Результаты заносятся в зачётно-экзаменационные ведомости установленного образца, которые подписываются преподавателем и(или) членами комиссии. Результаты сдачи выпускной работы (реферата) определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».

23. На защите выпускной работы (реферата) слушатель должен отразить: актуальность темы; краткую характеристику объекта исследования; теоретические и методологические положения, на которых базируется выпускная работа (реферат); результаты проведенного анализа по изучаемой проблеме; конкретные рекомендации по решению поставленной в выпускной работе (реферате) проблемы с обоснованием возможности ее реализации; перечень положений выпускной работы (реферата), которые являются предметом защиты. Устное выступление слушателя должно быть четким и кратким (8-10 минут).

24. Регистрация выпускных работ (рефератов) ведется в отдельном журнале по следующей схеме:


п/п

№ выпускной работы (реферата)

Ф.И.О. педагога

Место работы

Тема выпускной работы (реферата)

25. Выпускные работы (рефераты), прошедшие защиту, хранятся в институте не менее 5 лет.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКЗАМЕНА (КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА)

26. Экзамен (квалификационный экзамен) проводится по экзаменационным билетам или в форме тестирования.

27. Экзаменационные билеты и тесты к экзамену (квалификационному экзамену) разрабатывается кафедрами факультета повышения квалификации педагогических работников, учебно-методическими структурными подразделениями института и утверждается в установленном порядке, как правило, вместе с учебной программой повышения квалификации (экзаменационные билеты (тесты) к квалификационному экзамену могут утверждаться отдельно от учебных программ повышения квалификации).

28. Для проведения экзамена (квалификационного экзамена) создаются комиссии в составе не менее 2 человек. Состав комиссий для проведения экзамена (квалификационного экзамена) утверждается приказом ректора института. Результаты сдачи экзамена определяются в баллах по десятибалльной шкале, заносятся в зачётно-экзаменационные ведомости установленного образца, которые подписываются преподавателем и(или) членами комиссии. Результаты сдачи квалификационного экзамена определяются отметками «сдал» или «не сдал» и заносятся в протокол, который подписывается председателем, секретарём комиссии.

 

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТА

29. Зачет проводится по вопросам в устной или письменной форме. Для проведения зачета создаются комиссии в составе 2-3 человек. Состав комиссий для проведения зачета утверждается приказом ректора института.

30. Вопросы для проведения зачета разрабатываются в полном соответствии с учебной программой повышения квалификации руководящих работников и специалистов и рассматриваются на заседании курирующей кафедры с вынесением соответствующих рекомендаций.

31. Вопросы к зачету утверждаются первым проректором института и включаются в соответствующий раздел учебной программы повышения квалификации.

32. Вопросы к зачету в зависимости от категории слушателей могут носить не только репродуктивный характер, но и содержать задания практического, тестового, проектного характера, направленные на выявление уровня сформированности знаний, умений и компетенций слушателей при освоении содержания образовательных программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

33. Время для проведения зачета определяется из расчета 0,25 часа на 1 слушателя, но не более 6 часов на группу.

34. Результаты сдачи зачета определяются оценками «зачтено» или «не зачтено», заносятся в зачётно-экзаменационные ведомости установленного образца, которые подписываются преподавателем и(или) членами комиссии.

 

V. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОБЕСЕДОВАНИЯ

35. Собеседование может проводиться в устной форме, форме деловой игры, проектирования, моделирования и др. по вопросам, раскрывающим содержание учебной программы повышения квалификации с указанием списка литературы. Вопросы для проведения собеседования разрабатываются в полном соответствии с учебной программой повышения квалификации и рассматриваются на заседании курирующей кафедры с вынесением соответствующих рекомендаций. Для проведения собеседования создаются комиссии в составе 2-3 человек. Состав комиссий для проведения собеседования утверждается приказом ректора института.

36. Вопросы для собеседования включаются в соответствующий раздел учебной программы и предлагаются слушателям в день прибытия на обучение. На собеседование отводится 0,25 часа на 1 слушателя, но не более 6 часов на группу.

37. Вопросы для собеседования в зависимости от категории слушателей могут носить не только репродуктивный характер, но и содержать задания практического, тестового, проектного характера, направленные на выявление уровня сформированности знаний, умений и компетенций слушателей, осваивающих содержание образовательной программы повышения квалификации, по итогам освоения соответствующей учебной программы.

38. Результаты собеседования определяются оценками «зачтено» или «не зачтено», заносятся в ведомости установленного образца, которые подписываются преподавателем и(или) членами комиссии.

Декан факультета                                                                                              Н.Л.Кузьминич

Рассмотрено и одобрено на заседании
совета факультета повышения квалификации
педагогических работников 30.10.2019
Протокол № 5