Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
МЕНЮ

XX Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи

Аннотированный каталог материалов
XX Республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи


п/п

Название представленного материала

ФИО (полостью), должность автора/составителя

Краткая аннотация

Кому адресован материал

Полное название УО

1

Городская молодежная диалоговая площадка «24/7»: От организации взаимодействия к формированию коммуникативной компетентности учащихся

Руководитель: Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы

Авторы: Карпушева Наталья Михайловна, начальник управления идеологической и воспитательной работы; Павлова Ольга Александровна, методист управления идеологической и воспитательной работы

В современных условиях развития системы образования Республики Беларусь учреждения образования прокладывают новые инновационные маршруты внедрения педагогических технологий, что позволяет достичь новых образовательных результатов: способность и готовность учащихся к саморазвитию, освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных), а также усвоение и присвоение норм поведения в среде, а это, в свою очередь, достигается посредством общения. В работе описывается опыт деятельности сотрудников центра идеологической, воспитательной и социальной работы Минского городского института развития образования, раскрываются проблемы развития коммуникации в детской и молодежной среде, представлены результаты исследования коммуникативной компетентности учащихся и особенности создания организационно-педагогических условий для ее развития посредством организации работы городской молодежной диалоговой площадки

Материал будет полезен педагогическим работникам, осуществляющим воспитательную практику в учреждениях общего среднего, профессионального образования, а также дополнительного образования взрослых

ГУО «Минский городской институт развития образования»

2

Современные комплексные подходы деятельности учреждения образования по сохранению исторической памяти белорусского народа

Власенко Эллада Григорьевна, директор гимназии,

Зенова Татьяна Васильевна, учитель истории,

Капанева Валентина Михайловна, учитель истории

Предлагаемый опыт раскрывает алгоритм деятельности государственного учреждения образования «Гимназия №15 г.Минска» посохранению исторической памяти белорусского народа. Представлены оптимальные организационно-методические и психолого-педагогические мероприятия для приобщения учащихся к традициям и ценностям белорусского народа, поисковой и исследовательской деятельности

Материал может быть использован в работе учреждениями образования

ГУО «Гимназия № 15 г. Минска»

3

Проект по гражданскому и патриотическому воспитанию «Минск- это я и родина моя»

Мельник Марина Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе,

Малышева Ольга Николаевна, учитель истории

Авторами данного проекта разработаны квестовые задания, содержащие в себе различные приёмы организации активной познавательной деятельности воспитанников лагеря с дневным пребыванием детей. Участие в проекте благоприятствует приобщению учащихся к истории города Минска, совершенствованию мировоззрения, сохранению исторической памяти, развитию гражданственности и патриотизма, творческого потенциала.

Заместителю директора по воспитательной работе, начальнику оздоровительного лагеря, воспитателю профильного отряда патриотической направленности

ГУО «Средняя школа №109 г.Минска имени В.З. Хоружей»

4

Использование информационно-коммуникационных технологий при применении метода проектов для гражданского и патриотического воспитания обучающихся

Бавтрук Вера Михайловна

В работе рассмотрен практический опыт организации проектной деятельности обучающихся с использованием ИКТ при формировании национального самосознания и гражданской идентичности молодёжи в рамках гражданского и патриотического воспитания в учреждениях образования.

учителя, классные руководители

ГУО «Средняя школа №162 г. Минска»

5

Педагогический опыт «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений через работу городского ресурсного центра медиации»

Веремейчик Ольга Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе,

Аврамец Анна Зиновьевна, учитель математики

Методическая разработка направлена на повышение эффективности деятельности педагогов по формированию гражданской ответственности, правовой культуры, национального самосознания и гражданской идентичности, формированию конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса в рамках осуществления образовательного процесса и непрерывного воспитания.

Методическая разработка представляет собой описание некоторых аспектов организации и осуществления образовательного процесса в решении актуальных задач воспитания и обучения детей и молодежи в Республике Беларусь

педагогам учреждений общего среднего образования, осуществляющим воспитательную практику

ГУО «Гимназия №17 г. Минска»

6

Особенности проектирования тематических смен, направленных на формирование гражданско-патриотической позиции учащихся

Подлубная Елена Анатольевна – директор;

Жилич Галина Александровна – заместитель директора по воспитательной работе;

Шкиль Анастасия Владимировна – методист;

Тутина Мария Михайловна – педагог социальный

В   работе рассматриваются вопросы организации деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, опыт деятельности учреждения образования по внедрению сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся.

Представлены разработки тематических смен государственного учреждения образования «Минский городской образовательно-оздоровительный центр «Лидер» в условиях     межведомственного взаимодействия и обеспечения   преемственности в вопросах   воспитания детей и молодежи, а также описание и сценарии практических занятий

Материалы призваны помочь участникам воспитательного процесса при организации работы с использованием активных форм воспитания с фокусом на развитие   личностного потенциала обучающегося, его   активной гражданской позиции, и могут быть полезны педагогическим   работникам учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи

ГУО «Минский городской образовательно-оздоровительный центр «Лидер» 

7

Кейс «Каждый должен знать историю своей семьи и страны» (формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся через вовлечение их в волонтёрскую деятельность)

Сыманович Валерия Александровна, педагог-организатор

Представленный рефлексивный кейс может быть использован для формирования гражданско-патриотических качеств личности учащихся через вовлечение их в волонтёрскую деятельность. Кейс выступает моделью для получения новых знаний о педагогической ситуации и возможного поведения в ней. Кейс представляет собой набор педагогических ситуаций, заданий и способов их решения.

классным руководителям, педагогам-организаторам, лидерам общественных организаций

ГУО «Гимназия №1 имени Ф.Скорины г.Минска»

8

«Формирование историко-культурной компетенции учащихся II ступени общего среднего образования через внедрение квестбука (на примере изучения культурно-исторического наследия Ленинского района г. Минска)»

Будько Милана Сергеевна, учитель французского языка;

Ярошко Ольга Дмитриевна, учитель французского языка

В работе рассматривается изучение историко-культурного наследия белорусского народа на примере Ленинского района г.Минска через работу с квестбуком, который представляет собой методически разработанный авторский продукт. В основу непосредственно квеста положен принцип суггестивного воздействия на восприятие участников. В работе широко представлен наглядный материал: головоломки, графические и текстовые дополнения, ссылки и QR-коды.

Адресован педагогам, педагогам-организаторам, руководителям музеев

ГУО «Гимназия №28 имени Владимира Короткевича г.Минска»

9

Из опыта реализации проекта «Проведение творческо-игровых мероприятий «Разам па краіне» как средство формирования гражданского и патриотического воспитания учащихся»

Писаренко Светлана Михайловна, заместитель директора по ВР;

Рыжих Вероника Александровна, педагог-организатор

В материалах представлен опыт проведения творческо-игровых мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения через передачу знаний об истории и культуре Беларуси, просвещение в области народных традиций, обрядов и праздников, популяризацию белорусского языка и творческих достижений деятелей белорусского искусства, науки и культуры

Адресован педагогам, педагогам-организаторам, заместителям директора по воспитательной работе, руководителям по военно-патриотичес-кому воспитанию, классным руководителям

ГУО «Средняя школа №118 г.Минска»

10

Описание опыта педагогической деятельности «Воспитание гражданско-патриотических чувств у учащихся 7 классов на факультативных занятиях «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» через визуализацию посредством онлайн-сервисов»

Ермоленко Елена Николаевна, учитель белорусского языка и литературы

В материалах представлено описание опыта педагогической деятельности по формированию духовно-нравственной культуры и патриотизма учащихся на основе использования потенциала христианских традиций и ценностей белорусского народа

Адресован педагогам общего среднего и дополнительного образования, классным руководителям

ГУО «Средняя школа №153 А.К.Талая г.Минска»

11

Формирование гражданской ответственности и патриотизма у учащихся через организацию и проведение диалоговых площадок

Смирнова Ольга Евгеньевна, директор;

Миллер Наталья Анатольевна, заместитель директор по учебно-методической работе

В методических материалах представлен опыт работы гимназии, которая проводилась в 2021-2022 годах по созданию условий для формирования личности гражданина и патриота своей страны, обладающего духовными и нравственными качествами посредством проведения диалоговых площадок с учащимися гимназии и района.

Описание опыта организации и проведения диалоговых площадок в гимназии конкретизируется материалами приложений. В приложениях представлено 3 сценария проведения диалоговых площадок для учащихся учреждения общего среднего образования с участием должностных лиц и представителей власти.

заместителям директора по воспитательной работе, классным руководителям, учителям истории и обществоведения, педагогам-организаторам

ГУО «Гимназия № 6 г.Минска»

12

Программа объединения по интересам «Мой Минск – люблю и восхищаюсь»

Трояновская Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования

Программа рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста. Срок реализации программы 1 год. Учебно-тематический план программы составляет 180 часов. Программа позволяет приобщать учащихся к изучению и сохранению историко-культурного наследия своей малой родины и страны.

Занятия могут проводиться как на базе школ, так и с посещением малоизвестных исторических и социокультурных объектов города.

Данный материал рекомендуется в помощь заместителям директоров по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам дополнительного образования

ГУО «Средняя школа им.Я.Купалы №19 г. Минска»

13

Использование интерактивных приёмов как способа активизации творческой активности, воспитания гражданственности и патриотизма учащихся в рамках проведения экскурсии в школьном музее

Воронкова Екатерина Леонидовна, педагог-организатор

В данной работе показано, как через вовлечение учащихся в деятельность работы школьного музея, реализуется возможность формирования у учащихся познавательной и творческой активности, воспитания гражданственности и патриотизма. Представлены материалы по использованию музейного пространства через активное применение современных форм и методов музейной педагогики, широкое использование возможностей Интернет-пространства, а также интерактивных приемов.

заместителям директора по воспитательной работе, педагогам-организаторам, классным руководителям, руководителям школьного музея, учителям истории, руководителям по военно-патриотическому воспитанию.

ГУО «Гимназия № 30 г.Минска имени Героя Советского Союза Б.С. Окрестина»

14

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через исследовательскую деятельность по предмету «Математика»

Зинкевич Ольга Вацлавовна, учитель истории и обществоведения;

Коршунова Людмила Анатольевна, учитель математики

Математика - это предмет, в котором присутствует большое количество алгоритмов и формул, утверждений и теорем, это предмет, на котором приходится очень много решать и вычислять.   Однако, математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков, определяемых образовательным стандартом. Предметом «Математика» воспитывается трудолюбие, усидчивость, ответственность, умение доводить начатое до конца, а также на уроке математики можно прививать любовь к большой и малой Родине, чувство патриотизма, гордости за свою страну, ее богатое историческое наследие, героическое прошлое?

     Данная работа представляет собой совместную деятельность учителя истории, учителя математики и учащихся ГУО «Средняя школа № 117 г. Минска» по изучению боевого прошлого членов семьи в период Великой Отечественной войны, материалов по освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в 1943-1944 годах и составлению сборника задач на данном материале

Учащиеся 5-6 классов, учителя математики, истории

ГУО «Средняя школа №117 г. Минска»

15

Информационный проект «Пионеры Китая и Беларуси – дети Земли!»

Машонская Ольга Олеговна, заместитель директора по воспитательной работе

Актуальность данной работы заключается в том, что этот проект охватывает сразу два направления деятельности в равном объёме: образовательное и воспитательное. На данный момент «в моде» два лидирующих направления – волонтёрское движение и экология. Все стремятся проявить заботу об экологии методом раздельного сбора мусора, его переработки и т.д. Всё чаще и чаще из СМИ, телевидения мы слышим слово «волонтёр». Кто такой волонтёр? Это доброволец. А разве пионер не доброволец? Это он и есть! Пионер готов помогать ветеранам, готов собирать макулатуру, готов произвести уборку территории со своими товарищами! Пионер к делам на благо Родины, к добру и справедливости всегда готов! Ведь кто еще волонтёр, как ни пионер!

Тем более, что в процессе общения с носителями языка, в процессе участия в онлайн-конференциях и вебинарах, в процессе создания интересного логотипа ребята смогут развивать свои умственные и творческие способности, а вместе с тем популяризировать пионерское движение, не давать ему «угаснуть», а наоборот расширят кругозор других ребят, что позволит заявить о нашей детской пионерской организации на международном уровне!

Преимуществом данного проекта является то, что он рассчитан как на взрослых пионеров-лидеров, так и на малышей-октябрят и будет интересен и актуален для ребят из разных возрастных категорий 

ГУО «Средняя школа № 10 г. Минска»

16

Методический кейс «Календарь мероприятий гражданского и патриотического воспитания»

Гадлевская Ирина Николаевна, учитель начальных классов

Данный методический кейс составлен в помощь педагогам с целью совершенствования и развития системы гражданского и патриотического воспитания обучающихся, формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите и выполнению конституционных обязанностей.

На основании данного материала могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы учреждений образований.

администрации, педагогам, воспитателям, специалистам социально-педагогической и психологической службы

ГУО «Начальная школа № 112 г. Минска»

17

«Растим патриотов»

Пимова Е. С., педагог, учитель начальных классов

Описание организации деятельности оздоровительного лагеря в учреждении
образования «Гимназия №24 г. Минска» конкретизируется материалами приложений.

заместителям директоров по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, а также педагогам, занимающимся организацией работы в оздоровительных лагерях

ГУО «Гимназия № 24 г. Минска»

18

Книга воспоминаний белорусских детей о Великой Отечественной войне «Никогда не забудем» как музейный экспонат, средство гражданского и патриотического воcпитания

Лямцева Светлана Вениаминовна, учитель истории и обществоведения, руководитель музея истории школы «Школьными дорогами»

Главная идея опыта состоит в том, чтобы привлечь внимание педагогической общественности к возможности и необходимости работы с фондами школьного музея. Материалы показывают, как использование отдельного экспоната школьного музея – книги воспоминаний белорусских детей о Великой отечественной войне «Никогда не забудем» – может стать важной составляющей работы по гражданскому и патриотическому воспитанию

Педагогическим работникам, интересующимся вопросами организации гражданского и патриотического воспитания; руководителям учреждений образования, руководителям по военно-патриотическому воспитанию, педагогам-организаторам, руководителям методических формирований, учителям, классным руководителям

ГУО «Средняя школа №37 г. Минска»

19

О некоторых вопросах практической реализации патриотического воспитания детей и молодёжи на примере военно-патриотического воспитания в Государственном учреждении образования «Средняя школа №144 г. Минска»

Куракин Виктор Викторович, руководитель по военно-патриотическому воспитанию

В данной работе рассматриваются некоторые вопросы практической реализации патриотического воспитания детей и молодёжи на примере военно-патриотического воспитания в Государственном учреждения образования «Средняя школа №144 г. Минска».

начинающим руководителям по военно-патриотическому воспитанию учреждений среднего образования

ГУО «Средняя школа №144 г. Минска»

20

Совершенствование форм и методов гражданского и патриотического воспитания учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий

Приложение

Ляхнович Наталья Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе;

Кухарчик Юлия Сергеевна, учитель истории и обществоведения;

Лешкевич Екатерина Геннадьевна, педагог социальный

Проект посвящен поиску современных методов организации гражданского и патриотического воспитания в школе. Авторы проекта предлагают систему форм и методов организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию с помощью информационно-коммуникативных технологий.

Основная идея проекта: гражданское и патриотическое воспитание может осуществляться исключительно в условиях формирования единой системы воспитания в образовательном пространстве. Этот процесс может быть эффективным не только при условии актуализации существующих методов работы, но и поиска и выработке новых.

Проект будет интересен классным руководителям, учителям предметникам гуманитарного цикла, педагогам дополнительного образования

ГУО «Средняя школа № 44 имени Якуба Коласа г. Минска»

21

Внедрение информационного ресурса «Belaruswar»в образовательное пространство гимназиикак средства гражданского и патриотического воспитания учащихся

Дисько Татьяна Евгеньевна, заместитель директора по воспитательной работе;

Корзун Илья Александрович, учащийся IX «Б» класса

Данный проект нацелен на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и активной гражданской позиции и основывается на материалах о Великой Отечественной войне. Электронный ресурс «Belaruswar», созданный нами в ходе работы над проектом, содержит не только документальную информацию о событиях войны 1941-1945 годов, но и информацию о юных защитниках Отечества, которым посвящена выставочная экспозиция Комнаты боевой славы. ГУО «Гимназия № 7 г. Минска» На основе данного ресурса разработан комплекс мероприятий воспитательного характера, который будет не только содействовать гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, но и формировать их информационную культуру, учить работать с различными информационными источниками.

Материалы данного проекта будут интересны и полезны всем участникам образовательного процесса

ГУО «Гимназия № 7 г. Минска»