№ п/п
|
Название представленного материала
|
ФИО (полостью), должность автора/составителя
|
Краткая аннотация
|
Кому адресован материал
|
Полное название УО
|
1
|
Городская молодежная диалоговая площадка «24/7»: От организации взаимодействия к формированию коммуникативной компетентности учащихся
|
Руководитель: Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы
Авторы: Карпушева Наталья Михайловна, начальник управления идеологической и воспитательной работы; Павлова Ольга Александровна, методист управления идеологической и воспитательной работы
|
В современных условиях развития системы образования Республики Беларусь учреждения образования прокладывают новые инновационные маршруты внедрения педагогических технологий, что позволяет достичь новых образовательных результатов: способность и готовность учащихся к саморазвитию, освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных), а также усвоение и присвоение норм поведения в среде, а это, в свою очередь, достигается посредством общения. В работе описывается опыт деятельности сотрудников центра идеологической, воспитательной и социальной работы Минского городского института развития образования, раскрываются проблемы развития коммуникации в детской и молодежной среде, представлены результаты исследования коммуникативной компетентности учащихся и особенности создания организационно-педагогических условий для ее развития посредством организации работы городской молодежной диалоговой площадки
|
Материал будет полезен педагогическим работникам, осуществляющим воспитательную практику в учреждениях общего среднего, профессионального образования, а также дополнительного образования взрослых
|
ГУО «Минский городской институт развития образования»
|
2
|
Современные комплексные подходы деятельности учреждения образования по сохранению исторической памяти белорусского народа
|
Власенко Эллада Григорьевна, директор гимназии,
Зенова Татьяна Васильевна, учитель истории,
Капанева Валентина Михайловна, учитель истории
|
Предлагаемый опыт раскрывает алгоритм деятельности государственного учреждения образования «Гимназия №15 г.Минска» посохранению исторической памяти белорусского народа. Представлены оптимальные организационно-методические и психолого-педагогические мероприятия для приобщения учащихся к традициям и ценностям белорусского народа, поисковой и исследовательской деятельности
|
Материал может быть использован в работе учреждениями образования
|
ГУО «Гимназия № 15 г. Минска»
|
3
|
Проект по гражданскому и патриотическому воспитанию «Минск- это я и родина моя»
|
Мельник Марина Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе,
Малышева Ольга Николаевна, учитель истории
|
Авторами данного проекта разработаны квестовые задания, содержащие в себе различные приёмы организации активной познавательной деятельности воспитанников лагеря с дневным пребыванием детей. Участие в проекте благоприятствует приобщению учащихся к истории города Минска, совершенствованию мировоззрения, сохранению исторической памяти, развитию гражданственности и патриотизма, творческого потенциала.
|
Заместителю директора по воспитательной работе, начальнику оздоровительного лагеря, воспитателю профильного отряда патриотической направленности
|
ГУО «Средняя школа №109 г.Минска имени В.З. Хоружей»
|
4
|
Использование информационно-коммуникационных технологий при применении метода проектов для гражданского и патриотического воспитания обучающихся
|
Бавтрук Вера Михайловна
|
В работе рассмотрен практический опыт организации проектной деятельности обучающихся с использованием ИКТ при формировании национального самосознания и гражданской идентичности молодёжи в рамках гражданского и патриотического воспитания в учреждениях образования.
|
учителя, классные руководители
|
ГУО «Средняя школа №162 г. Минска»
|
5
|
Педагогический опыт «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений через работу городского ресурсного центра медиации»
|
Веремейчик Ольга Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе,
Аврамец Анна Зиновьевна, учитель математики
|
Методическая разработка направлена на повышение эффективности деятельности педагогов по формированию гражданской ответственности, правовой культуры, национального самосознания и гражданской идентичности, формированию конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса в рамках осуществления образовательного процесса и непрерывного воспитания.
Методическая разработка представляет собой описание некоторых аспектов организации и осуществления образовательного процесса в решении актуальных задач воспитания и обучения детей и молодежи в Республике Беларусь
|
педагогам учреждений общего среднего образования, осуществляющим воспитательную практику
|
ГУО «Гимназия №17 г. Минска»
|
6
|
Особенности проектирования тематических смен, направленных на формирование гражданско-патриотической позиции учащихся
|
Подлубная Елена Анатольевна – директор;
Жилич Галина Александровна – заместитель директора по воспитательной работе;
Шкиль Анастасия Владимировна – методист;
Тутина Мария Михайловна – педагог социальный
|
В работе рассматриваются вопросы организации деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, опыт деятельности учреждения образования по внедрению сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся.
Представлены разработки тематических смен государственного учреждения образования «Минский городской образовательно-оздоровительный центр «Лидер» в условиях межведомственного взаимодействия и обеспечения преемственности в вопросах воспитания детей и молодежи, а также описание и сценарии практических занятий
|
Материалы призваны помочь участникам воспитательного процесса при организации работы с использованием активных форм воспитания с фокусом на развитие личностного потенциала обучающегося, его активной гражданской позиции, и могут быть полезны педагогическим работникам учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи
|
ГУО «Минский городской образовательно-оздоровительный центр «Лидер»
|
7
|
Кейс «Каждый должен знать историю своей семьи и страны» (формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся через вовлечение их в волонтёрскую деятельность)
|
Сыманович Валерия Александровна, педагог-организатор
|
Представленный рефлексивный кейс может быть использован для формирования гражданско-патриотических качеств личности учащихся через вовлечение их в волонтёрскую деятельность. Кейс выступает моделью для получения новых знаний о педагогической ситуации и возможного поведения в ней. Кейс представляет собой набор педагогических ситуаций, заданий и способов их решения.
|
классным руководителям, педагогам-организаторам, лидерам общественных организаций
|
ГУО «Гимназия №1 имени Ф.Скорины г.Минска»
|
8
|
«Формирование историко-культурной компетенции учащихся II ступени общего среднего образования через внедрение квестбука (на примере изучения культурно-исторического наследия Ленинского района г. Минска)»
|
Будько Милана Сергеевна, учитель французского языка;
Ярошко Ольга Дмитриевна, учитель французского языка
|
В работе рассматривается изучение историко-культурного наследия белорусского народа на примере Ленинского района г.Минска через работу с квестбуком, который представляет собой методически разработанный авторский продукт. В основу непосредственно квеста положен принцип суггестивного воздействия на восприятие участников. В работе широко представлен наглядный материал: головоломки, графические и текстовые дополнения, ссылки и QR-коды.
|
Адресован педагогам, педагогам-организаторам, руководителям музеев
|
ГУО «Гимназия №28 имени Владимира Короткевича г.Минска»
|
9
|
Из опыта реализации проекта «Проведение творческо-игровых мероприятий «Разам па краіне» как средство формирования гражданского и патриотического воспитания учащихся»
|
Писаренко Светлана Михайловна, заместитель директора по ВР;
Рыжих Вероника Александровна, педагог-организатор
|
В материалах представлен опыт проведения творческо-игровых мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения через передачу знаний об истории и культуре Беларуси, просвещение в области народных традиций, обрядов и праздников, популяризацию белорусского языка и творческих достижений деятелей белорусского искусства, науки и культуры
|
Адресован педагогам, педагогам-организаторам, заместителям директора по воспитательной работе, руководителям по военно-патриотичес-кому воспитанию, классным руководителям
|
ГУО «Средняя школа №118 г.Минска»
|
10
|
Описание опыта педагогической деятельности «Воспитание гражданско-патриотических чувств у учащихся 7 классов на факультативных занятиях «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» через визуализацию посредством онлайн-сервисов»
|
Ермоленко Елена Николаевна, учитель белорусского языка и литературы
|
В материалах представлено описание опыта педагогической деятельности по формированию духовно-нравственной культуры и патриотизма учащихся на основе использования потенциала христианских традиций и ценностей белорусского народа
|
Адресован педагогам общего среднего и дополнительного образования, классным руководителям
|
ГУО «Средняя школа №153 А.К.Талая г.Минска»
|
11
|
Формирование гражданской ответственности и патриотизма у учащихся через организацию и проведение диалоговых площадок
|
Смирнова Ольга Евгеньевна, директор;
Миллер Наталья Анатольевна, заместитель директор по учебно-методической работе
|
В методических материалах представлен опыт работы гимназии, которая проводилась в 2021-2022 годах по созданию условий для формирования личности гражданина и патриота своей страны, обладающего духовными и нравственными качествами посредством проведения диалоговых площадок с учащимися гимназии и района.
Описание опыта организации и проведения диалоговых площадок в гимназии конкретизируется материалами приложений. В приложениях представлено 3 сценария проведения диалоговых площадок для учащихся учреждения общего среднего образования с участием должностных лиц и представителей власти.
|
заместителям директора по воспитательной работе, классным руководителям, учителям истории и обществоведения, педагогам-организаторам
|
ГУО «Гимназия № 6 г.Минска»
|
12
|
Программа объединения по интересам «Мой Минск – люблю и восхищаюсь»
|
Трояновская Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования
|
Программа рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста. Срок реализации программы 1 год. Учебно-тематический план программы составляет 180 часов. Программа позволяет приобщать учащихся к изучению и сохранению историко-культурного наследия своей малой родины и страны.
Занятия могут проводиться как на базе школ, так и с посещением малоизвестных исторических и социокультурных объектов города.
|
Данный материал рекомендуется в помощь заместителям директоров по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам дополнительного образования
|
ГУО «Средняя школа им.Я.Купалы №19 г. Минска»
|
13
|
Использование интерактивных приёмов как способа активизации творческой активности, воспитания гражданственности и патриотизма учащихся в рамках проведения экскурсии в школьном музее
|
Воронкова Екатерина Леонидовна, педагог-организатор
|
В данной работе показано, как через вовлечение учащихся в деятельность работы школьного музея, реализуется возможность формирования у учащихся познавательной и творческой активности, воспитания гражданственности и патриотизма. Представлены материалы по использованию музейного пространства через активное применение современных форм и методов музейной педагогики, широкое использование возможностей Интернет-пространства, а также интерактивных приемов.
|
заместителям директора по воспитательной работе, педагогам-организаторам, классным руководителям, руководителям школьного музея, учителям истории, руководителям по военно-патриотическому воспитанию.
|
ГУО «Гимназия № 30 г.Минска имени Героя Советского Союза Б.С. Окрестина»
|
14
|
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через исследовательскую деятельность по предмету «Математика»
|
Зинкевич Ольга Вацлавовна, учитель истории и обществоведения;
Коршунова Людмила Анатольевна, учитель математики
|
Математика - это предмет, в котором присутствует большое количество алгоритмов и формул, утверждений и теорем, это предмет, на котором приходится очень много решать и вычислять. Однако, математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков, определяемых образовательным стандартом. Предметом «Математика» воспитывается трудолюбие, усидчивость, ответственность, умение доводить начатое до конца, а также на уроке математики можно прививать любовь к большой и малой Родине, чувство патриотизма, гордости за свою страну, ее богатое историческое наследие, героическое прошлое?
Данная работа представляет собой совместную деятельность учителя истории, учителя математики и учащихся ГУО «Средняя школа № 117 г. Минска» по изучению боевого прошлого членов семьи в период Великой Отечественной войны, материалов по освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в 1943-1944 годах и составлению сборника задач на данном материале
|
Учащиеся 5-6 классов, учителя математики, истории
|
ГУО «Средняя школа №117 г. Минска»
|
15
|
Информационный проект «Пионеры Китая и Беларуси – дети Земли!»
|
Машонская Ольга Олеговна, заместитель директора по воспитательной работе
|
Актуальность данной работы заключается в том, что этот проект охватывает сразу два направления деятельности в равном объёме: образовательное и воспитательное. На данный момент «в моде» два лидирующих направления – волонтёрское движение и экология. Все стремятся проявить заботу об экологии методом раздельного сбора мусора, его переработки и т.д. Всё чаще и чаще из СМИ, телевидения мы слышим слово «волонтёр». Кто такой волонтёр? Это доброволец. А разве пионер не доброволец? Это он и есть! Пионер готов помогать ветеранам, готов собирать макулатуру, готов произвести уборку территории со своими товарищами! Пионер к делам на благо Родины, к добру и справедливости всегда готов! Ведь кто еще волонтёр, как ни пионер!
Тем более, что в процессе общения с носителями языка, в процессе участия в онлайн-конференциях и вебинарах, в процессе создания интересного логотипа ребята смогут развивать свои умственные и творческие способности, а вместе с тем популяризировать пионерское движение, не давать ему «угаснуть», а наоборот расширят кругозор других ребят, что позволит заявить о нашей детской пионерской организации на международном уровне!
|
Преимуществом данного проекта является то, что он рассчитан как на взрослых пионеров-лидеров, так и на малышей-октябрят и будет интересен и актуален для ребят из разных возрастных категорий
|
ГУО «Средняя школа № 10 г. Минска»
|
16
|
Методический кейс «Календарь мероприятий гражданского и патриотического воспитания»
|
Гадлевская Ирина Николаевна, учитель начальных классов
|
Данный методический кейс составлен в помощь педагогам с целью совершенствования и развития системы гражданского и патриотического воспитания обучающихся, формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите и выполнению конституционных обязанностей.
На основании данного материала могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы учреждений образований.
|
администрации, педагогам, воспитателям, специалистам социально-педагогической и психологической службы
|
ГУО «Начальная школа № 112 г. Минска»
|
17
|
«Растим патриотов»
|
Пимова Е. С., педагог, учитель начальных классов
|
Описание организации деятельности оздоровительного лагеря в учреждении образования «Гимназия №24 г. Минска» конкретизируется материалами приложений.
|
заместителям директоров по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, а также педагогам, занимающимся организацией работы в оздоровительных лагерях
|
ГУО «Гимназия № 24 г. Минска»
|
18
|
Книга воспоминаний белорусских детей о Великой Отечественной войне «Никогда не забудем» как музейный экспонат, средство гражданского и патриотического воcпитания
|
Лямцева Светлана Вениаминовна, учитель истории и обществоведения, руководитель музея истории школы «Школьными дорогами»
|
Главная идея опыта состоит в том, чтобы привлечь внимание педагогической общественности к возможности и необходимости работы с фондами школьного музея. Материалы показывают, как использование отдельного экспоната школьного музея – книги воспоминаний белорусских детей о Великой отечественной войне «Никогда не забудем» – может стать важной составляющей работы по гражданскому и патриотическому воспитанию
|
Педагогическим работникам, интересующимся вопросами организации гражданского и патриотического воспитания; руководителям учреждений образования, руководителям по военно-патриотическому воспитанию, педагогам-организаторам, руководителям методических формирований, учителям, классным руководителям
|
ГУО «Средняя школа №37 г. Минска»
|
19
|
О некоторых вопросах практической реализации патриотического воспитания детей и молодёжи на примере военно-патриотического воспитания в Государственном учреждении образования «Средняя школа №144 г. Минска»
|
Куракин Виктор Викторович, руководитель по военно-патриотическому воспитанию
|
В данной работе рассматриваются некоторые вопросы практической реализации патриотического воспитания детей и молодёжи на примере военно-патриотического воспитания в Государственном учреждения образования «Средняя школа №144 г. Минска».
|
начинающим руководителям по военно-патриотическому воспитанию учреждений среднего образования
|
ГУО «Средняя школа №144 г. Минска»
|
20
|
Совершенствование форм и методов гражданского и патриотического воспитания учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий
Приложение
|
Ляхнович Наталья Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе;
Кухарчик Юлия Сергеевна, учитель истории и обществоведения;
Лешкевич Екатерина Геннадьевна, педагог социальный
|
Проект посвящен поиску современных методов организации гражданского и патриотического воспитания в школе. Авторы проекта предлагают систему форм и методов организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию с помощью информационно-коммуникативных технологий.
Основная идея проекта: гражданское и патриотическое воспитание может осуществляться исключительно в условиях формирования единой системы воспитания в образовательном пространстве. Этот процесс может быть эффективным не только при условии актуализации существующих методов работы, но и поиска и выработке новых.
|
Проект будет интересен классным руководителям, учителям предметникам гуманитарного цикла, педагогам дополнительного образования
|
ГУО «Средняя школа № 44 имени Якуба Коласа г. Минска»
|
21
|
Внедрение информационного ресурса «Belaruswar»в образовательное пространство гимназиикак средства гражданского и патриотического воспитания учащихся
|
Дисько Татьяна Евгеньевна, заместитель директора по воспитательной работе;
Корзун Илья Александрович, учащийся IX «Б» класса
|
Данный проект нацелен на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и активной гражданской позиции и основывается на материалах о Великой Отечественной войне. Электронный ресурс «Belaruswar», созданный нами в ходе работы над проектом, содержит не только документальную информацию о событиях войны 1941-1945 годов, но и информацию о юных защитниках Отечества, которым посвящена выставочная экспозиция Комнаты боевой славы. ГУО «Гимназия № 7 г. Минска» На основе данного ресурса разработан комплекс мероприятий воспитательного характера, который будет не только содействовать гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, но и формировать их информационную культуру, учить работать с различными информационными источниками.
|
Материалы данного проекта будут интересны и полезны всем участникам образовательного процесса
|
ГУО «Гимназия № 7 г. Минска»
|