ГУО "Минский городской институт развития образования"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Главная | Деятельность | Медиаобразование
 

Медиаобразование педагогов


Медиаобразование (media education) - процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.
Медиакомпетентность педагога (educator’s media competence) – совокупность его мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, информационный, методический, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих медиаобразовательной деятельности в аудитории различного возраста.
Медиаграмотность — совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах.
Медиакультура (media culture) – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.
Медиатекст (media text, media construct) – сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.). (Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. - 2000. - № 2. - С. 33-38.).


Начиная с середины 2000-х годов специалисты ГУО «Минский городской институт развития образования» разрабатывают программы повышения квалификации и проводят обучение педагогических работников по повышению уровня медиаграмотности:

1. Проектирование и организация образовательного процесса с использованием средств информационных технологий
Содержание повышения квалификации формирует представление об информационных, информационно-образовательных ресурсах общества, развивает навыки самостоятельного информационного поиска, организации диагностики образовательного процесса средствами информационных технологий; показывает современные подходы к использованию педагогических программных средств, цифрового оборудования.
2. Использование сетевых и медиатехнологий для организации образовательного процесса
Повышение квалификации знакомит слушателей с технологическими аспектами проведения учебных занятий на базе интернет-технологий: интернет-конференции; сервисы: Google, Skype, ICQ, Yandex, tut.by, электронная почта; форум, чат, видеотрансляция через локальную вычислительную сеть и Интернет.
3. Сопровождение процессов информатизации в учреждениях образования
Повышение квалификации ориентировано на ответственных за информатизацию учреждений образования, желающих актуализировать и углубить знания в области информационных технологий: знакомит с нормативно правовыми актами в сфере информатизации образования, процессом организации методического объединения по информатизации в учреждении образования, актуальными вопросами информатизации.
4. Создание и использование блогов в образовательном процессе
Повышение квалификации направлено на знакомство с блогом как инновационным средством информационно-коммуникационных технологий. Занятия предусматривают создание собственного блога, а также разработку модели использования данного ресурса в образовательной практике.
5. Подготовка IT-тьюторов для организации и сопровождения образовательного процесса средствами дистанционных технологий
Повышение квалификации ориентировано на рассмотрение вопросов по разработке собственного курса в системе дистанционного обучения «Moodle»; знакомство с правилами планирования дистанционного курса. Слушатели получат рекомендации по созданию и организации ДО, созданию электронных материалов курса (текстовых, презентационных, видео, аудио), по распределению ролей среди участников ДО (создатель курса, учитель, слушатель, гость).
6. Возможности использования системы сайтостроения «Web.Perspective» в образовательном процессе
Повышение квалификации включает изучение основ системы сайтостроения «Web.Perspective» для организации информационного взаимодействия с обучающимися и родителями (законными представителями) по различным направлениям образовательного процесса на основе информационных ресурсов.

В марте 2015 г. на базе центра информационных ресурсов системы регионального образования открыта лаборатория инновационных дистанционных технологий «Образование без границ», деятельность которой направлена на повышение квалификации педагогов в области использования элементов облачных и дистанционных технологий в образовательном процессе, повышение уровня медиакультуры педагогического актива г.Минска. Подробнее с работой лаборатории можно ознакомиться здесь >>>