ГУО "Минский городской институт развития образования"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Главная | Наши ученые | Орлова Лидия Васильевна
 

Орлова Лидия Васильевна кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук  педагогического образования. 
 
Образование.
В 1975 году закончила Ульяновский государственный педагогический институт им. И.Н.Ульянова по специальности – педагогика и психология.
Присвоена квалификация – преподаватель педагогики и психологии
В 1995 году прошла переподготовку в Санкт-Петербургском государственном университете по специальности психолого-социальная работа. Присвоена квалификация – практический психолог, специалист по социальной работе.
Защитила диссертацию по специальности 19.00.07 – педагогическая психология.  С 2003 года является член - корреспондентом Международной академии педагогического образования. Сертифицированный специалист в области: «Теория и практика преобразующего взаимодействия», «Коучинг в образовании». Имеет свыше ста печатных работ по возрастной и педагогической психологии, методике преподавания психологии, профессиональному и личностному развитию педагога. Обладатель гранта Мингорисполкома за разработку образовательного проекта «Развитие профессионально-психологической культуры педагога в системе столичного образования». Член редколлегии НМЖ журнала «Вестник МГИРО».
Имеет награды. Грамоты:
·             Почетная грамота института
·             Почетная грамота Комитета по образованию Мингорисполкома
·             Почетная грамота Министерства образования Республики Беларусь
Область научных интересов – дополнительное образование взрослых, педагогическая психология, методика преподавания психологии.
Профессиональная деятельность.
С 1990 года по 1995 год работа в педагогической гимназии г. Минска: преподаватель спецкурсов по психологии.
С 1996 - 2001 год работа в институте повышения квалификации учителей г.Минска: старший преподаватель кафедры педагогики и психологии.
С 2001 - 2010 год заведующий кафедрой педагогической психологии ГУО МГИРО.
2003-2005 – доцент кафедры возрастной и педагогической психологии педагогического университета им. Максима Танка. Преподаваемые дисциплины: педагогическая психология, методика преподавания психологии.
С 2011 года заведующий кафедрой дошкольного и начального образования. В настоящее время заведующий кафедрой дошкольного и начального образования.
 
Основные публикации (за 2006-2012 год)
1.    Орлова, Л.В. Индивидуальная траектория профессионального и личностного развития педагога/Л.В.Орлова//Столичное образование.-2006.-№1.-С.3-20.
2.    Орлова, Л.В. Психологическая готовность педагога к работе в условиях профильного обучения/Л.В.Орлова, С.В. Радькова//Столичное образование.-2006.-№1.-С.116-120.
3.    Орлова, Л.В. Каждый учитель – психолог?! /Л.В.Орлова//Столичное образование.-2006.-№4.-С.32-40.
4.    Орлова, Л.В. Нестандартный урок психологии /Л.В.Орлова//Столичное образование.-2006.-№5.-С.86-92.
5.    Орлова, Л. В. Проектирование - вдохновенный прыжок от настоящего к будущему /Л.В.Орлова//Настаунiцкая газета.-2006.-27 мая-С.2.
6.    Орлова, Л.В. Индивидуальная траектория развития педагога/ Л.В Орлова// Материалы Гор. науч.-практ. конф. «Формирование ключевых компетенций школьников при изучении предметов естественно-математического цикла».- Мн.: МГИПКиПКО, 2006.
7.    Орлова, Л.В. Индивидуальная траектория развития ребенка шестилетнего возраста/ Л.В Орлова// Материалы Гор. науч.-практ. конф. «Основные направления и формы сотрудничества как способ организации учебно-воспитательного процесса».- Мн.: МГИПКиПКО, 2006.
8.    Орлова, Л.В. Деформирующее влияние педагогической деятельности: профессиональные стереотипы / Л.В Орлова// Материалы Межд. науч.-практ. конф. «Профильное обучение: состояние, проблемы, перспективы».- Мн.: НИО, 2006.
9.    Орлова, Л.В. Роль кафедр в системе повышения квалификации педагогических кадров столицы / Л.В Орлова// Материалы Гор. науч.-практ. конф. «Роль системы повышения квалификации педагогических кадров столицы: структурно-содержательные аспекты».- Мн.: МГГИПКиПКО, 2006.
10. Орлова, Л.В. Индивидуальная траектория развития ребенка/ Л.В Орлова// Материалы Межд. науч.-практ. конф. «Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей: состояние и перспективы развития», 11-12 мая 2006г., НДОЛ «Зубренок»-Мн., 2006.-С.35-38.
11. Орлова, Л.В. Психоэмоциональное благополучие педагога - необходимое условие качества образования/ Л.В Орлова// Материалы Науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы профессионального образования и повышения квалификации педагогических кадров в современных условиях», Гомель, 27 апр.2007г.-Гомель:ИПК, 2007.-Ч.2.-С.32-37.
12. Орлова, Л.В. От здорового учителя к здоровому ученику/Л.В.Орлова// Адукацыя і выхаванне.-2007.-№5.-С.42-45.
13. Орлова, Л. В. Существует ли диссонанс взаимодействия «детский сад-школа» /Л.Орлова//Настаунiцкая газета.-2007.-10 вер.-С. 3.
14. Орлова, Л.В. Готовность учителя к работе в условиях профильного обучения/Л.В.Орлова// Адукацыя і выхаванне.-2007.-№12.-С. 15-17.
15. Орлова, Л.В. У нас всегда есть выбор /Л.В.Орлова// Минская школа сегодня.-2007.-№7.-С.30-32.
16. Орлова, Л.В. Психическое здоровье педагога как фактор качества образования /Л.В.Орлова// Минская школа сегодня.-2007.-№7.-С.5-17.
17. Орлова, Л.В. Влияние аутопсихологической компетентности на личностно-профессиональное развитие педагога/ Л.В Орлова// Тезисы докладов 2-ой Межд. науч.-практ. конф. “Последипломное образование: достижения и актуальные направления развития”, Минск, 27-28 нояб.2008г. В2ч. Ч.2.-Мн.:АПО, 2008.-С.94-97
18. Орлова, Л. Познай себя/Л.В.Орлова//Настаунiцкая газета.-2008.-2 лют.-С.11.
19. Орлова, Л.В. Заложники профессионального имиджа!?/Л.В.Орлова//Настаунiцкая газета.-2008.-18 крас.-С.7.
20. Орлова, Л.В. Профилактика конфликтов в учреждениях образования/Л.В.Орлова// Адукацыя і выхаванне.-2008.-№1.-С.22-26.
21. Орлова, Л.В. Что делать или кто виноват?/Л.В.Орлова//Настаунiцкая газета.-2008.-21 чэрв.-С.10.
22. Орлова, Л.В. Аффект или интеллект?/Л.В.Орлова//Счастливая семья.-2008.-№8.-С.16-18.
23. Орлова, Л. В. Пять лет на адаптацию к профессии педагога/Л.Орлова//Настаунiцкая газета.-2008.-20 вер.-С.6.
24. Орлова, Л.В. Психологические аспекты профессиональной адаптации педагогов /Л.В.Орлова//Столичное образование.-2008.-№6.-С.17-20.
25. Орлова, Л.В. Профессиональная идентичность педагога /Л.В.Орлова//Настаунiцкая газета.-2008.-снеж.-С. 7
26. Орлова, Л.В. Профессиональный имидж педагога /Л.В.Орлова//Пачатковая школа.-2008.-№8 (Видеостатья).
27. Орлова, Л.В. Не сошлись характерами (о проблеме психологической совместимости)/Л.В.Орлова// Адукацыя і выхаванне.-2008.-№4.-С.27-30.
28. Орлова, Л.В. Психологические детерминанты эффективной управленческой деятельности: мотивационная функция управления / Л.В Орлова// Тезисы симпозиума. Науч.-практ. Конф. “Стратегический ресурс солицы в развитии системы образования РБ: компетентностный подход”, 7-8 апр.2009г., Минск.-Мн.: МГИРО, 2009.- С 286-289.
29. Орлова, Л.В. Интерактивные методы воспитания. Проектная деятельность / Л.В Орлова// Материалы Унив. науч.-метод. конф. «Инновационные технологии воспитания”.-Мн.: ГМУ, 2009.
30. Орлова, Л.В. Барьеры на пути развития профессионально-психологической компетентности педагога/ Л.В Орлова// Тезисы симпозиума. Науч.-практ. Конф. “Стратегический ресурс столицы в развитии системы образования РБ: компетентностный подход”, 7-8 апр.2009г., Минск.-Мн.: МГИРО, 2009.- С 285-286.
31. Орлова, Л.В. Логико-смысловые модели как средство систематизации индивидуального ментального опыта учащихся». Руководство секцией учителей истории и географии/ Л.В Орлова// Материалы Респ. Науч.-практ. Конф. “Современные подходы к освоению и использованию многомерных дидактических инструментов с целью формирования и развития системного мышления учащихся”.-Мн.:АПО, 2009.
32. Орлова, Л.В. Профессиональная деятельность: удовольствие или преодоление /Л.В.Орлова//Настаунiцкая газета.-2009.-24 студз.-С.10.
33. Орлова, Л.В. Успешная самостоятельная работа школьников в условиях инклюзивной школы/Л.В.Орлова// сб.науч.трудов «От инклюзивного образования к инклюзивному обществу»/под. ред. Ю.Л.Загуменного.-Минск:Ковчег,2009.-С.181-186.
34. Орлова, Л.В. Вдохновляющее выступление /Л.В.Орлова//Настаунiцкая газета.-2009.-18 крас.-С.8.
35. Орлова, Л.В. Индивидуальная траектория развития добра /Л.В.Орлова//Настаунiцкая газета.-2009.-27 кастрыч.-С.7.
36. Орлова, Л.В. Аксиологические аспекты профессиональной идентичности педагога/ Л.В Орлова// Материалы Межд. науч. конф. «Современная образовательная среда: приоритетные направления развития».- Мн.: НИО, 2009.
37. Орлова, Л.В. Профессиональное долголетие педагога: экзистенциальный подход/ Л.В Орлова// Тезисы докладов откр. науч.-практ. конф. «Стратегические приоритеты развития дополнительного образования взрослых» (15 апр.2010г., г.Минск).- Мн.:МГИРО,2010.-С.114-116.
38. Орлова, Л.В. Ориентация на жизненные потребности и интересы школьников /Л.В.Орлова//Настаунiцкая газета.-2010.-10 студз.-С.11.
39. Орлова, Л. В. Победитель в контексте оценочных высказываний педагога /Л.В.Орлова//Настаунiцкая газета.-2010.-27 лют.-С.6.
40. Орлова, Л. В. Самооценка= успех, поделенный на уровень притязаний /Л.В.Орлова//Настаунiцкая газета.-2010.-21 лип.-С.7.
41. Орлова, Л.В. Учитель, погляди на меня любящим взглядом /Л.В.Орлова//Настаунiцкая газета.-2010.-11 вер.-С.9.
42. Орлова, Л.В. Актуальные проблемы исследований в психологии образования /Л.В.Орлова//Столичное образование.-2010.-№10.-С.3-5.
43. Орлова, Л.В. Психологические факторы успешной самопрезентации (советы психолога участникам конкурса педагогического мастерства) /Л.В.Орлова//Вестник МГИРО.-2010.-№.2 -С. 98 .
44. Орлова, Л.В. Безответственными не рождаются!? /Л.В.Орлова//Настаунiцкая газета.-2010.-18 декабря.-С.7
45. Орлова, Л.В. «Ацэначны дысананс, або Ці бывае школа без неўдачнікаў»/Л.В.Орлова//Настаунiцкая газета.-2011.-9 март-С.3
46. Орлова, Л.В. Аутопсихологическая компетентность - интегральный показатель способности личности педагога к саморазвитию/ Л.В Орлова// материалы международной научно-практической конференции «Образование взрослых: история, современность, перспективы развития» (12-13 мая 2011г., г.Минск).- Минск.:МОИРО,2011.-С. 177-179
47. Орлова, Л.В, Берикбаева Л.М. Психологическая культура как фактор развития личности / Л.В Орлова, Л.М.Берикбаева// Тезисы докладов открытой очно-дистанционной научно-практической конференции «Образовательная среда региона: от локальных инициатив к сетевому взаимодействию» (20-21 апреля 2011г., г.Минск)[электронный ресурс 48,3 Мб, ISBN 978-985-6864-02-8].- Минск: МГИРО, 2011.-1 электронный диск(CD-ROM).
48. Орлова, Л.В. Психологические факторы профессиональной адаптации педагога («Psychological factors of teather’s professional adaptation»)/ Л.В Орлова// Тезисы к 9 Международной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития (2-4 мая 2011г., г.Санкт-петербург).- С-Пб., 2011.
49. Орлова, Л.В. «Психологическая культура педагога – духовный регулятор развития личности» /Л.В.Орлова//Вестник МГИРО.-2011.-№5-С.26-29.
50. Орлова, Л.В., Плотников, Е.В., Радькова, С.В. Психологические детерминанты инновационной деятельности/ Л.В Орлова, Е.В. Плотников, С.В. Радькова// материалы международной научно-практической конференции «Инновационное образование: теория и практика» (22-23 декабря 2011г., г.Минск).- Минск: АПО, 2011.
51. Орлова, Л.В. Психологические факторы создания сплоченной команды /Л.В. Орлова//Вестник МГИРО.-2012.-№1.
52. Орлова, Л.В., Плотников, Е.В Психологическая безопасность образовательной среды – условие мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности/ Л.В Орлова, Е.В. Плотников// материалы городской открытой научно-практической конференции «Инновационная деятельность в учреждениях образования столичного региона: опыт, проблемы, перспективы» (17-18 апреля 2012г., г.Минск).- Минск: МГИРО, 2012.-С.-42-43.
53. Орлова, Л.В., Радькова С.В. Призвание. Как прожить в профессии без острых углов/ Л.В.Орлова, С.В. Радькова//Книга для педагога /.-Минск: Зорны верасок, октябрь, 2012.-С.-300.
54. Орлова, Л.В. Психологические особенности создания профессионального имиджа учителя /Л.В. Орлова //Народная асвета.-2012. №9.  

Вернуться в каталог