ГУО "Минский городской институт развития образования"

Государственное учреждение образования
«Минский городской институт развития образования»


220034, Минск, пер.Броневой, 15А, тел./факс: 8 (017) 284-35-83, mgiro@minsk.edu.by

Главная | Наши ученые | Пальчевский Борис Васильевич
 

ПАЛЬЧЕВСКИЙ БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ

Пальчевский Борис Васильевич – профессор (на 0,5 ставки) кафедры информационных технологий в образовании, доктор педагогических наук, профессор

Рабочее место: 1-й пер. Менделеева, 50/2, каб. 312

Консультации: среда 15.00-18.00.

Контактные телефоны: 8(017)-335-28-79 сл.; 8(029)-620-99-76 velcom; 8(029)-261-64-20 МТС

Окончил инженерно-педагогический факультет Белорусского политехнического института (1967 г.) по специальности «инженер-механик-педагог»; аспирантуру НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР с защитой кандидатской диссертации (Москва, 1974 г.), докторантуру НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации  Академии педагогических наук СССР с защитой докторской диссертации (Москва, 1988 г.).

Работал инженером отдела НОТ Минского комбината строительных материалов; зав. лабораторией, старшим преподавателем, доцентом, профессором кафедры педагогических дисциплин (1967-1992 гг.); деканом факультета общественных профессий (1974-1988 гг.) Белорусского политехнического института; проректором по научно-методической работе, заведующим кафедрой методологии обучения Академии последипломного образования (1992-1999 гг.), заведующим лабораторией проектирования образовательных систем Национального института образования (1999-2011 гг.),

Награды:

Нагрудный знак «Отличник образования» (1994).

Почетная грамота Комитета по образованию (2014), Грамоты Комитета по образованию Мингорисполкома; Почетная грамота Государственного комитета по технологиям (2009); Грамоты НИО; Грамота Министерства образования (2017); Благодарность  Министерства образования Республики Беларусь(2019).

Медали «За освоение целинных земель" (1969), "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970).

Научные интересы:

методология, теория и практика подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов педагогических наук) для системы образования Республики Беларусь;

теория и практика разработки дидактических сценариев занятий с использованием информационных образовательных ресурсов в рамках инновационной стратегии учения/обучения;

методолого-теоретические основания разработки и использования учебно-методических комплексов;

игры-праздники как средство развития познавательных интересов подростков во внеучебное время;

организационно-педагогические условия проектирования учебно-методического и материально-технического компонентов современной образовательной среды с использованием информационных образовательных ресурсов;

теория и практика проектной деятельности в образовании;

организационно-дидактические возможности информационно-образовательных ресурсов в рамках информационного общества.

Тематика консультаций:

структура, содержание, научный аппарат и техника проведения диссертационных исследований в сфере педагогической науки;

этапы разработки дидактических сценариев занятий с использованием информационных образовательных ресурсов;

этапы разработки учебно-методических комплексов для учебно-воспитательного процесса.

Публикации 

Начиная с 1968 года автором по результатам научной, опытно-экспериментальной и практической деятельности в системе образования опубликовано более 380 работ (учебные и методические пособия, научные статьи, методические рекомендации, материалы конференций и др.)

Публикации 2016-2019

Пальчевский, Б.В. К вопросу о возрождении научных поисков в рамках выбора учащимися предстоящей профессиональной деятельности, или о научном обосновании и разработке проекта индивидуальной траектории профессиональной карьеры детей, подростков и молодежи / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. – 2016.– № 1 (24). – С. 63-64.

Пальчевский, Б.В. Теоретические основания интеграции информационных и педагогических технологий / Б.В. Пальчевский // Дорожная карта информатизации: от цели к результату: тезисы докладов открытой Междунар. науч.-практ. конф. (11-12 февраля 2016 г. г. Минск, Беларусь) /под общ. Ред. Т.И. Мороз. – Минск : МГИРО, 2016. – С. 118-119.

Пальчевский, Б.В. Тезаурус «Инновации в образовании»: вопросы при создании, проблемные зоны, ожидаемая эффективность / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. – 2016. – № 2 (25). – С. 65-68.

Пальчевский, Б.В. Тезаурус «Инновации в образовании»: гуманистически ориентированный жанр пособия для практических работников столичного образования / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. 2016. – № 2 (25). – С. 58-60.

Пальчевский, Б.В. Тезаурус «Инновации в образовании»: сущность, структура, значимость, приглашение к участию в создании / Б.В. Пальчевский // III Международная научно-практическая конференция «Развитие человеческого капитала» в условиях непрерывного образования: персонифицированная модель» Оренбург, 31 мая 2016 г. – Оренбург: Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», 2016. – С. 123-134.

Пальчевский, Б.В. Организационно-педагогические аспекты комплексирования деятельности педагогических сообществ по созданию тезауруса «Инновации в образовании» / Б.В. Пальчевский // Профессиональные педагогические сообщества: традиции и инновации: тезисы докладов откр. гор. науч.-практ. конф. (19-20 апр. 2016 г., Минск, Беларусь) / под ред. Т.И. Мороз. – Минск, 2016.- С. 11-12.

Стажировка как вектор активизации дидактической и научно-методической деятельности профессионально-педагогического сообщества учреждения образования / Б.В. Пальчевский // Приложение к научно-методическому журналу “Вестник МГИРО». – 2016. – № 1 (7). – С. 45-46.

Пальчевский, Б.В. Типы культуры и адекватные виды готовности авторов к разработке научно-методического обеспечения для системы образования / Б.В. Пальчевский // Национальные культуры в межкультурной коммуникации: тезисы докл. на межд. науч. конф. (Минск, БГУ, 14–15 апреля 2016 года). - Минск; БГУ, 2016. – С. 45-54.

Пальчевский, Б.В. Информационно-образовательная среда как условие обеспечения самостоятельной познавательной деятельности на лекционных занятиях / Б.В.Пальчевский // Дорожная карта информатизации: от цели к результату: тезисы докладов IV Открытой Междунар. науч.-практ. конф. (16-17 февраля 2017 г. г. Минск, Беларусь) /под общ. Ред. Т.И.Мороз. – Минск : МГИРО, 2017. – С. 76-77.

Пальчевский, Б.В. О трепетном отношении к терминологии в системе образования. Ещё раз о термине «Самостоятельная познавательная деятельность» / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. – 2017. - № 1 (29). – С. 46-51.

Пальчевский, Б.В. Рэфлексіўныя адносіны аўтара-распрацоўшчыка ВМК да методыкі і вынікаў эксперыментальнага урока / Б.В.Пальчэўскі // Приложение к научно-методическому журналу “Вестник МГИРО». – 2017. – № 1 (11). – С. 67.

Пальчевский, Б.В. Тезаурус “Инновации в образовании” как эффективное средство информатизации образовательного пространства столицы / Б.В. Пальчевский // Управление качеством образования: от цели к результату : тез. докл. гор. науч.-практ. конф., Минск, 11-12 апр. 2017 г. / Мин. гор. ин-т развития образования ; под общ. ред. Т. И. Мороз. – Минск, 2017. – С.67-68.

Пальчевский, Б.В. Потенциальные возможности интерактивных средств в организации самостоятельной познавательной деятельности обучаемых / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. – 2017. – № 1 (29). – С. 60.

Пальчевский, Б.В. Рефлексивное осмысление педагогами разработанных ими технологий обучения с учетом реалистичности феномена «самостоятельная познавательная деятельность» / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. - 2017. - № 2 (30). – С. 50-54.

Пальчевский, Б.В. Самостоятельная познавательная деятельность в процессе стажировки как эффективная форма работы с квалификацией молодых специалистов системы столичного образования // Приложение к научно-методическому журналу “Вестник МГИРО». – 2017. – № 2 (12). – С. 9-15.

Пальчевский, Б.В. Технология организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучаемых в системе профессионального образования / Б.В. Пальчевский // Актуальные вопросы профессионального образования : матер. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 18 мая 2017 г. / БГУИР ; под ред С.Н. Анкуды. – Минск, 2017. – С. 58-60.

Пальчевский, Б.В. Организация самостоятельной познавательной деятельности в рамках интеграции педагогических и информационных технологий / Б.В.Пальчевский // Дорожная карта информатизации: от цели к результату: тезисы докладов IV Открытой Междунар. науч.-практ. конф. (15-16 февраля 2018 г. г. Минск, Беларусь) /под общ. Ред. Т.И.Мороз. – Минск : МГИРО, 2018. – С. 76-77.

Пальчевский, Б.В. К построению методологических оснований при возможной разработке инновационной образовательной парадигмы / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. - 2018. -  № 1 (29). – С. 60-67.

Пальчевский, Б.В. Потребность в футурологическом обсуждении возможных направлений развития системы образования в связи с цифровизацией общества / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. - 2018. -  № 2 (34). – С. 69-70.

Пальчевский, Б.В. Логико-аналитический обзор направлений дискуссионного поля в сфере цифровой трансформации образования / Б.В. Пальчевский // Цифровая трансформация образования. НПК, 30 мая 2018 г. – ГИАЦ, 2018. – С. 45-49.

Пальчевский, Б.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся как базовый вектор качества современного образования / Б.В. Пальчевский // Открытая городская научно-практическая конференция с международным участием. 11-12 апреля 2018 г. Минск. Беларусь – Минск, МГИРО, 2018. – С. 58.

Пальчевский, Б.В. Возможные направления разворачивания проектной мыследеятельности по оптимизации образования в условиях цифровизации общества / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. - 2018. -  № 3 (35). – С. 66-68.

Масюкова, Н.А., Пальчевский Б.В. Инновационное комплексное методическое обеспечение урока как продукт деятельности педагога в процессе повышения квалификации Н.А.Масюкова, Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. - 2018. -  № 3 (35). – С. 71-74.

Пальчевский, Б.В. Рефлексивная остановка и осмысление возможности разворачивания/сворачивания проектной мыследеятельности по оптимизации образования в условиях «цифровизации» общества / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. - 2018. -  № 4 (36). – С. 66-68.

Пальчевский, Б.В. Овладение учителями математики обобщёнными способами проектирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся в рамках задачно-целевой стратегии учения/обучения: (преамбула к методическому продукту повышения квалификации) / Б.В. Пальчевский // Приложение к научно-методическому журналу “Вестник МГИРО». - 2018. -  № 2 (12). – С. 9-15.

Пальчевский, Б.В. Вариант инновационной модели дополнительного образования взрослых: стажировка как эффективная форма работы с квалификацией молодых специалистов // Материалы VI Международной научно-практической заочной интернет-конференции «ПОСТДИП–2018: Современные технологии образоания взрослых». - Гродно: ГрГУ им Я.Купалы, 2018. – С. 78-88.

Пальчевский, Б.В. Разработка информационных образовательных ресурсов в процессе повышения квалификации / Б.В.Пальчевский // Дорожная карта информатизации: от цели к результату : тезисы докладов VI Открытой междунар. науч.-практ. конф. (14-16 февр. 2019 г., г. Минск, Беларусь) / под. общ. ред. Т. И. Мороз. – Минск : МГИРО, 2019. – С. 64-65.

Пальчевский, Б.В. Концепция формирования информационной компетентности разработчиков УМК в контексте организации профильного обучения / Б.В.Пальчевский // Вестник МГИРО. – 2019. - № 1 (34). – С. 45-49.

Пальчевский, Б.В. Продолжение традиций организации и реализации самостоятельной познавательной деятельности на уроках английского языка / Б.В.Пальчевский // Приложение к научно-методическому журналу “Вестник МГИРО». - 2019. -  № 1 (19). – С. 54.

Пальчевский, Б.В. К разработке технологий профессионального образования в эпоху цифровизации / Б.В.Пальчевский // Актуальные вопросы профессионального образования: тезисы докладов II Междунар. науч.-практ. конф. (Республика Беларусь, Минск, 11 апреля 2019 г.) / редкол. С.Н. Анкуда [и др.]. – Минск : БГУИР, 2019. – С. 209-210.

Пальчевский, Б.В. К вопросу модернизации традиционной лекции. Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся как фактор обеспечения возможности устойчивого развития образовательной практики // Столичное образование: теория и практика достижения целей устойчивого развития страны : тезисы докладов открытой городской науч.-практ. конф. (18-19 апр. 2019 г., Минск, Беларусь) / под ред.  Т. И. Мороз. – Минск : МГИРО, 2019. – С. 47-48.

Пальчевский, Б.В. Общественно-профессиональное обсуждение проблем цифровизации образования в рамках виртуального круглого стола / Б.В.Пальчевский // тезисы докладов II Международной научно-практической конференции «Цифровая трансформация образования» DTE-2019/ - Минск: ГИАЦ образования, 2019. – С. 28-30.

Пальчевский, Б.В. Возможные направления проектной деятельности по развитию инженерно-педагогического образования (блиц-обсуждение) // «Инновационные технологии обучения физико-математическим и профессионально-техническим дисциплинам»: тезисы докладов Международной научно-практической конференции28-29 марта 2019. Г. Мозырь. УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П.Шамякина». – Мозырь, 2019. С. – 67-69.

Пальчевский, Б.В. Рефлексивное осмысление происходящей дискуссии по проблемам цифровизации и будущего образования. Цитаты из фантазий / Б.В.Пальчевский // Вестник МГИРО. – 2019. - № 2. – С. 67-69.

Пальчевский, Б.В. Что предпочтительнее в эпоху цифровизации: сленг как субстандартная форма общения или ненормативная лексика? Возможны варианты? / Б.В.Пальчевский // Вестник МГИРО. – 2019. - № 2. – С. 72-75.