ГУО "Минский городской институт развития образования"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Главная | РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ «СТОЛИЦА»» | МЕТОДОЛОГИЧСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
 

Актуальность

     Современные процессы, происходящие в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, политики, социокультурной сферы, повышение открытости общества, его быстрой информатизации и динамичности обуславливают изменение требований государства и общества к образованию.

    Это важно  также в связи с задачами, поставленными в «Послании Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию»: «Достигнуть стоящей перед страной стратегической цели обновления, решить задачи модернизации, информатизации и развития человеческого потенциала мы сможем, только имея современное качественное образование».

      В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования республики в  Кодексе Республики Беларусь об образовании, «Программе деятельности правительства Беларуси на 2011-2015 годы»,  «Программе развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007 – 2016 годы»,Законе Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г., №455-З "Об информации, информатизации и защите информации"; Постановлении  Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2011 г., №384 "Об утверждении национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы";  Постановлении  Совета Министров Республики Беларусь от 09 августа 2010 г., №1174 "О стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год"; Указ Президента Республика Беларусь, 1 февраля 2010  г., №60 "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет"; Положении о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954), Положении об учреждении дополнительного образования взрослых  (Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 198 от 28.07.2011) и др., намечены основные приоритетные направления и комплекс мер по реализации развития образовательной политики на всех уровнях управления. Стабильность и способность к обновлению образовательной системы основывается прежде всего на профессиональной компетентности руководителей и педагогов, соответствующей запросам общества.
     Будучи составной частью социокультурной сферы жизнедеятельности общества, система образования подчиняется общим закономерностям социального развития, но в тоже время имеет свои специфические особенности развития.

  Развитие каждой страны во многом зависит от  развития ее человеческого капитала, потенциала тех людей, которые в своей профессиональной деятельности стремятся достичь максимального успеха и тем самым выйти на более качественный уровень  реализации себя в жизни. В зависимости от уровня и качества  функционирования системы образования в той или иной степени развивается и общество, которое ежегодно пополняется большим количеством выпускников школ, гимназий, лицеев, колледжей, вузов.

   Руководитель нашей страны в своем выступлении обратил внимание всей педагогической общественности  на достижения и проблемы системы образования Республики Беларусь: «Авторитет  белорусского образования в мире высок. От детских садов до докторантуры.   В текущем году нужно сосредоточить усилия на решении трех основных проблем образовательной сферы: первое — обновить содержание школьного обучения, усилив подготовку в области естественных наук и иностранных языков; второе — преодолеть отрыв профессионального образования от потребностей  жизни        и практики; и, наконец, третье — привлечь в школу сильных, одаренных, увлеченных людей, раскрепостить инициативу педагогов, освободить их от бумаготворчества, повысить престиж педагогического труда».

   Система образования столицы, результаты ее деятельности,  существующие проблемы находятся в эпицентре обсуждения, как управленцев, так и педагогической общественности. В Минске, как столичном регионе, в рамках деятельности самых различных инфраструктур большое внимание уделяется вопросам научного обоснования, разработки и совершенствования: а) управления образованием; б) методик, форм, методов и средств обучения; в) качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников; г) нормативно-правового и методического обеспечения системы образования; д) инновационному развитию, в том числе и внедрению современных информационно-образовательных ресурсов в систему обучения/воспитания подрастающего поколения Республики Беларусь.

     Значимый вклад в копилку нововведений системы столичного образования вносит коллектив Минского городского института развития образования (МГИРО), деятельность которого простирается от организационного и научно-методического сопровождения конкурсов, выставок, презентаций педагогического опыта, круглых столов, семинаров, методических объединений до внедрения в образовательную практику образовательных программ обучения взрослых и авторских курсов по повышению уровня профессиональной квалификации работников столичного образования.

  Одной из главных составляющих в обеспечении непрерывного образования человека   является система дополнительного образования взрослых, которая  является ключевым звеном  в выработке  стратегии  непрерывного образования  человека в течение всей жизни. А в дальнейшем будет способствовать  его мобильности в поиске работы на рынке труда, повышению возможностей трудоустройства, выработки активной гражданской позиции, укрепления социальных связей и развития личности, что в  целом  позволит  решить проблемы  обучения кадров – основной  составляющей  социально-экономического развития региона  и становления инновационной экономики. В Программе деятельности правительства Беларуси на 2011-2015 годы   обозначена одна из главных целей - создание гибкой системы подготовки, пререподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики Беларуси.

  Несмотря на то, что система повышения квалификации  является составной частью кадрового обеспечения образования и выступает одним из необходимых условий и механизмов его модернизации, до сих пор остаются открытыми вопросы: какие системные изменения необходимы в этой сфере деятельности? Какое значение  в  развитии региональной системы дополнительного образования взрослых отводится региональным институтам развития образования?

  Инновационный  характер развития дополнительного образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост  социальной мобильности и активности кадров столичного региона делают систему  обучения взрослых важным фактором профессионального становления личности.

  Большое значение для формирования, а в дальнейшем развития единого открытого образовательного пространства  отводится региональным учреждениям дополнительного образования взрослых – институтам развития образования, которые в своей деятельности ориентируются на новые потребности педагогов, связанные с непрерывным самообразованием, инновационными формами профессиональной коммуникации и сотрудничества; готовностью действовать в нестандартных ситуациях, принимать ответственные решения; способностью к критическому мышлению, работе с различными источниками информации, современными техническими средствами др.

  В формировании нового инновационного видения организации повышения квалификации для взрослой категорииобучающихся  можно выделить несколькопредпосылок: 1) традиционные знания начинают выступать необходимым, но недостаточным условием достижения требуемого качества профессиональной деятельности педагога; 2) на первое место выходит запрос на развитие профессиональной компетентности, способов деятельности, готовности и способности к решению профессиональных задач, которые диктуют реалии времени (уровень качества знаний выпускников,  использование новых современных средств обучения, информационных и коммуникационных технологий и т.д.)

   Очень важным на наш взгляд является, прежде всего, то, что  в систему дополнительного образования взрослых входят государственные органы, подчиненные или подотчетные Президенту Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству, местные исполнительные и распорядительные органы. Осуществляется непосредственная связь с заказчиками образовательных услуг -    организациями, направляющими  работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых.

   При формировании государственного заказа на  реализацию услуг дополнительного образования  взрослым обучающимся, в данном случае – педагогическим работникам, республиканские и региональные органы управления образованием главным образом,ориентируются на результаты, которые  планируется  получить от деятельности системы повышения квалификации в рамках тех ресурсов, которыми она обеспечивается. Перед педагогом как основным потребителем услуг по повышению квалификации стоят другие жизненно важные вопросы: «Что и как поможет повысить профессиональную компетентность, улучшить профессиональную деятельность? Какое содержание повышения квалификации восполнит пробелы в знаниях? Какую индивидуальную образовательную траекторию следует выбрать, чтобы  получить качественно новые результаты в профессиональной деятельности? Где и как  можно реализовать свой образовательный запрос? Как вообще организовывать самообразование в рамках повышения квалификации, чтобы оно реально превратилось в «образование в течение всей жизни»?

   Анализ региональной столичной системы повышения квалификации педагогических работников в данном аспекте позволяет увидеть новые траектории развития, как самой системы, так и учреждения дополнительного образования взрослых, наполнить его новым содержанием.

В настоящее время Минский городской институт развития образования   реализует три  направления  деятельности - стратегии:

  1. Стратегия воспроизводства – организация повышения квалификации в рамках сложившихся лучших норм и образцов профессиональной деятельности (традиционная курсовая подготовка с периодичностью  1 раз в пять лет с использованием материально-технической базы института, а также учреждений образования – опорных площадок);
  2. Стратегия сопровождения – работа в режиме оперативного реагирования на происходящие в региональной системе образования изменения (программы  целевых, проблемных курсов, семинары и др. на основе решений коллегий  Министерства образования РБ, комитета по образованию Мингорисполкома, оперативных совещаний);
  3. Стратегия развития – деятельность структурных подразделений  института развивается в опережающем режиме и создает, проектирует будущее региональной системы образования и региона (экспериментальные и инновационные проекты, гранты Мингорисполкома, международные проекты, конкурсы по актуальным проблемам развития системы образования и др).

   Очевидно, что на выбор той или иной стратегии деятельности в каждом конкретном регионе влияют различные факторы, среди которых решающее значение имеют, на наш взгляд, следующие:

- инициатива и инновационный потенциал региональных  институтов развития образования и их  методических служб;

- ресурсные возможности региона;

 - позиция региональных органов исполнительной власти;

-готовность профессиональных сообществ (педагогического, научного, научно-педагогического) и гражданских институтов в регионе к совместной деятельности и различным формам кооперации.

   Изучение различных подходов в развитии системы повышения квалификации выводит на понятие инновационного потенциала данного типа учреждений образования. Если  региональная система повышения квалификации педагогов сама будет обладать свойствами и признаками инновационной системы, то  тем самым она реально будет способствовать формированию инновационного поведения педагогов, мотивировать к творчеству, реализации образовательной инициативы.

   Анализ инновационной практики  организации повышения квалификации взрослых  в странах ближнего зарубежья показывает, что эффективными оказываются те учреждения образования, которые не только позиционируют себя как систему услуг для работников территориальной системы образования, очерченной административно-территориальными границами. Они  также готовы   и способны взять на себя инновационные задачи развития региона,  нести ответственность  за социальное проектирование решения проблем образования с точки зрения социокультурных и хозяйственно-экономических перспектив конкретной территории, динамики рынка труда и квалификаций.

    Регионализация (работы О.Б. Алексеева, С.И. Котельникова, А.Е. Левинтова, П.Г. Щедровицкого)  дополнительного образования взрослых является многомерным явлением, означает его выраженную деятельностную позицию по отношению к целям развития региона. Это означает, что в пространстве региональной  системы дополнительного образования взрослых  аккумулируются ресурсы, востребованные и отвечающие перспективам развития кадрового потенциала региона. [  9,10 ].

     Поэтому развивающаяся региональная система повышения квалификации стремится быть открытой, превращается в консолидирующую силу, обеспечивающую поступательное развитие кадрового потенциала региона не только за счет эффективного использования внутренних ресурсов, но и за счет привлечения внешних ресурсов, отвечающих интересам регионального развития.

    В числе важных  перспективных тенденций в деятельности региональной системы повышения квалификации   следует отметить формирование конкурентной образовательной  среды, которая возникает как следствие развития конкурсных механизмов, роста открытости и доступности дополнительных образовательных услуг различных учреждений образования, в том числе вузов, негосударственных учебных центров, других (республиканских и международных) организаций, предоставляющих услуги по повышению квалификации  без учета административно-территориальных границ.

    В связи с тем, что система повышения квалификации является уникальной, отличной от других образовательных систем, прежде всего от системы базового  педагогического образования и   осуществляет работу с уже имеющимся профессиональным качеством человека, преобразуя это качество, совершенствуя, развивая профессионально-педагогическую компетентность, изменяя содержательные характеристики, связанные с понятием квалификации, деятельность учреждений дополнительного образования взрослых должна быть опережающей и многовекторной.

    В рамках данного подхода региональную систему непрерывного образования можно рассматривать как сложную социально-педагогическую систему, включающую цели регионального образования; субъекты образования, образовательные программы, образовательные учреждения региона различного типа и вида; органы управления региональным образованием; собственно педагогический процесс.        

   Конкурентный характер образовательной среды дополнительного образования взрослых предполагает не вертикальный (иерархический), а  горизонтальный (партнерский) характер отношений между институтами, реализующими программы обучения данной категории, что  подразумевает  использование общественных механизмов взаимодействия.

     Педагог как взрослый обучающийся – это совершенно особый контингент, образовательная сфера которого зависит от доминирующих интересов и потребностей, характеризуется прагматическим отношением к образованию, включением его в контекст собственной жизнедеятельности. Результативность повышения компетентности педагога во многом определяется тем, насколько в организации процесса обучения в системе повышения квалификации учитывается специфика, законы и закономерности психологии обучения взрослых (социальным статусом, возрастным статусом и статусом обучающегося; принятием себя, как состоявшегося профессионала, и необходимостью контакта с другим, выступающим в роли в педагога; признанием своей компетентности, как основы состоятельности, и некомпетентности в области, составляющей предмет обучения). [  1,3 ].

    По мнению С.Г.Вершловского, взрослый обучающийся должен понимать необходимость продолжения  своего обучения в связи с тем, что существует диспропорция между  его реальным уровнем знаний    и  необходимым  для успеха в профессии; противоречие между существующим  уровнем знаний и требуемым для освоения социальных условий деятельности, социальных отношений, социальных норм и правил поведения; между стремлением глубже разбираться в себе как субъекте профессиональной деятельности и недостаточно развитым механизмом саморефлексии; противоречием между уровнем знаний человека и новыми проблемными задачами, выдвигаемыми самой личностью в процессе своего развития. [  12 ].

    Успешность повышения квалификации будет определяться тем, насколько педагог  включен в это процесс (определяет цели своего обучения, выбирает формы и методы, средства и способы осуществления учебных действий, регулирует процесс обучения, оценивает  и корректирует собственный профессиональный опыт). На наш взгляд, педагог как субъект учения, может частично управлять его организацией, благодаря опыту работы, определенной иерархии предпочтений, стратегии личностно ориентированного   развития.

    Таким образом, на основе предпосылок для разработки региональной модели повышения квалификации педагогических работников столицы, мы предлагаем свое видение  современной  модели повышения квалификации, которая  должна обладать высокой мобильностью, с преобладанием интерактивных методов обучения, использованием индивидуальных и групповых проектов развития профессиональной компетентности,  быть инновационной, управлять качеством. [  1, 3,4, 5, 23, 24, 25 ].

    В основе  инновационной  модели повышения квалификации могут быть следующие принципы:
- выделение бюджетных средств на повышение квалификации осуществляется путём адресного финансирования образовательных потребностей конкретного работника образования (поэтапное введение подушевого финансирования в учреждениях образования Республики Беларусь), а не учреждения дополнительного образования взрослых  в         целом (персонифицированная модель повышения квалификации);
- создание условий для существования конкурентного рынка образовательных программ повышения квалификации, следовательно, ликвидация монополии республиканских  учреждений дополнительного педагогического профессионального образования на повышение квалификации работников образования;
- создание условий для возможности свободного выбора работником места повышения своей квалификации (введение модульной, кредитно-накопительной системы повышения квалификации);
- оптимальное использование всех ресурсов города для реализации программ повышения квалификации работников образования: региональных учреждений повышения квалификации, педагогических и классических университетов, других образовательных учреждений и организаций (сетевая организация обучения с учетом особенностей региона, использование идей образовательного холдинга (консорциума), организация конкурсов профессионального  мастерства, конференций и др.).

   Использование новой модели организации обучения взрослых  позволит избежать негативных моментов, существующих на сегодняшний момент в организации повышения квалификации данной категории обучающихся, в данном случае педагогов г.Минска различными структурами дополнительного образования взрослых:

- дублирование программ обучения;

- не всегда учитывается специфика учительской аудитории, не используются технологии образования взрослых;

- недостаточно используется опыт лучших педагогов г.Минска и учреждений  образования столицы, успешно реализовавших экспериментальные и инновационные проекты, имеющие высокие результаты качества обучения, получившие гранты Мингорисполкома;

- дублирование республиканскими структурами площадок обучения (использование одних и тех же учреждений г.Минска для организации обучения региональной и республиканской структурой без согласования с органами местной власти и др.);

- в  содержании программ практически отсутствуют современные методики и технологии, ориентированные на системно-деятельностную, компетентностную модели обучения.

   Инновационная деятельность сегодня стала неотъемлемой частью  успешного функционирования учреждения образования. Мы не считаем инновации самоцелью деятельности учреждения дополнительного образования взрослых. В реализации разного рода инновационных проектов  мы видим, прежде всего, механизм развития системы повышения квалификации региона.

   Интерес к проблеме качества в региональной системе образования также не случаен – это одно из важнейших требований,  предъявляемых руководством нашей страны и зафиксированное в нормативных правовых документах. Сегодня важен не только процесс организации обучения, но и его качественные характеристики, результативность.

   Развитие института образования должно ориентироваться на требования инновационной экономики, а это в свою очередь ведет к  модели учреждения образования с индивидуализированной системой организации обучения. Педагогические вузы - система базового профессионального педагогического образования, сегодня, к сожалению, готовят специалистов для  работы в массовой школе. Уровень подготовки  молодых специалистов не всегда соответствует высоким предъявляемым обществом требованиям.

    Вместе с тем вузы обладают существенным ресурсом для обеспечения качественного повышения квалификации непосредственно по предметной области – решение задач, проведение лабораторных экспериментов, практикумов, развитие языковой компетентности и др.

   Задача в такой ситуации состоит в том, чтобы объединить ресурсы организаций, занимающихся повышением квалификации педагогических работников, для создания качественно новой региональной системы повышения квалификации, обеспечивающей реализацию современных стратегий образования. При этом региональное учреждение дополнительного образования взрослых – институт развития образования – оказывается в центре этой системы, является содержательным, профессиональным и эффективным лидером, принимает на себя функции координатора, эксперта качества, ключевого партнера.

   Система дополнительного образования взрослых может помочь подготовить педагога к работе в новой модели обучения. А наиболее эффективным способом освоения новой практики является погружение в аналогичную модель обучения взрослого.

  Содержание и формы организации обучения во многом обусловлены назначением и функциями того образовательного института, который осуществляет эту деятельность, пониманием организаторами обучения сущности повышения квалификации и самой категории квалификации, их представлениями о механизмах профессионального развития и непрерывного образования. При отсутствии четкого заказа на собственное образование со стороны потребителей образовательной услуги большое значение приобретает, насколько полно владеют организаторы повышения квалификации объективной аналитической информацией о состоянии региональной системы образования.

   Существующая сегодня  сеть образовательных учреждений и подразделений дополнительного образования охватывают весь спектр образовательных услуг повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров - ГУО «Академия последипломного образования»; ГУО «Республиканский институт высшей школы» - головная организация для всех региональных институтов развития образования; УО «Республиканский институт профессионального образования»;  УО  «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». Институт повышения квалификации и переподготовки кадров; УО «Белорусский государственный университет физической культуры». Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов физической культуры, спорта и туризма и др.

   Практически все перечисленные учреждения дополнительного образования  активно используют  практический опыт деятельности, организации обучения и воспитания, методической работы учреждений образования столицы. Таким образом, сетевая организация обучения  в системе повышения квалификации развивается не только на региональном, но и на республиканском уровне.

   Мы все понимаем, что сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений  – это  перспективная форма организации обучения, обмена идеями, опытом; децентрализованный комплекс взаимосвязанных ресурсных центров, опорных площадок  как своеобразных узлов открытого типа, способных неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев, что придает данной форме гибкость и динамичность. Работать ресурсным центром или опорной площадкой повышения квалификации – значит быть узлом сети – иметь собственное авторское содержание относительно общей проблематики  повышения квалификации педагогов, иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания, понимать, что это содержание частично и за счет других узлов сети может приобретать дополнительные ресурсы.

   Взаимодействие ИРО (ИПК) или педагогической системы с социальной средой мы рассматриваем в рамках организации деятельности  «образовательного пространства». Все организации, функционирующие в сфере непрерывного педагогического образования как ее элементы, активно взаимодействуют друг с другом, и их изменения во многом результат их взаимодействия. Традиционно ИРО (ИПК) представляется в связке: ИРО – дошкольное учреждение, ИРО – школа, ИРО – учреждения дополнительного образования, реже ИРО – вузы, НИО, Академия наук и очень редко ИРО – широкий социум.

    Постоянное развитие  культурно-образовательной, информационной среды  г. Минска позволяет говорить о перспективных тенденциях совершенствования деятельности  Минского городского института развития образования, как одной из ступеней непрерывного педагогического образования. Мы полагаем, что непрерывность и преемственность ступеней самообразования, повышения уровня профессиональной культуры педагогического работника  характеризуются как важнейшие принципы совершенствования системы социально-экономической подготовки педагога в развивающемся обществе.

    Система столичного повышения квалификации постоянно находится в режиме развития, разрешая противоречия  между высоким темпом изменений образовательных потребностей педагогов и установленной периодичностью повышения квалификации (проведение базовых курсов повышения квалификации 1 раз в 5 лет, что регламентировано в нормативных документах); между новыми требованиями к модернизации образования и традиционным содержанием методической работы; между содержанием основных направлений социально-экономического развития столицы и существующими программами повышения квалификации; между существующей системой аттестации педагогических кадров и необходимостью регулярной объективной оценки уровня сформированности профессиональных компетенций; между преимущественно государственным характером финансирования деятельности общеобразовательных учреждений и институтов развития образования, в том числе  и необходимостью создания рынка образовательных услуг; между востребованностью построения персонифицированных моделей по работе с педагогами для реализации дифференцированного подхода в их профессиональной подготовке и практически отсутствием разработанной содержательной основы, определяющей специфику  деятельности системы повышения квалификации; между зарождающимися и интенсивно развивающимися тенденциями сетевого взаимодействия методической службы региона, образовательных учреждений, педагогов и отсутствием накопительной системы учёта их знаний в системе повышения квалификации.

  В 2009-2010 учебном году в соответствии с планом работы комитета по образованию Мингорисполкома была проведена ярмарка педагогических идей «Сетевое взаимодействие учреждений образования в рамках единого информационного пространства г.Минска», которая позволила предоставить возможность всем учреждениям образования участвовать в апробации модели сетевого методического взаимодействия.

   При традиционной организации методической работы и повышения квалификации на базовых курсах педагоги непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи минимальны, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы.
  При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными.
  Опорные площадки, ресурсные центры, своеобразные сетевые школы работают  всего несколько лет – это период становления, налаживания связей, создания условий и предоставления возможностей руководителям ОУ и педагогическим работникам для ознакомления с идеями и положениями, лежащими в основе опыта работы педагогического коллектива по направлению (теме), по которой данное ОУ является опорным.
      Важно заметить, что при сетевом взаимодействии не только распространяются процесс диалога между опорными школами, ресурсными центрами и школами, старающимися перенять передовой опыт, процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. Инновации в условиях системы опорных школ приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, но и в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. Участники сети ощущают потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.
    Ожидаемый результат организации сетевого взаимодействия опорных школ, ресурсных центров в рамках формирования непрерывного процесса повышения квалификации может быть сформулирован следующим образом:
- обновление форм и методов работы с педагогическими коллективами;
- активизация участия образовательных учреждений в решении конкретных образовательных проблем в процессе работы опорных школ;
- повышение эффективности использования методических ресурсов;
- расширение возможностей для повышения квалификации педагогических кадров;
- повышение качества работы образовательных учреждений.
У преподавателей появляется возможность получить консультацию и профессиональный совет, поделиться опытом. Сетевое взаимодействие позволит решать различные вопросы методической работы качественнее и быстрее.
   Мы можем с уверенностью сказать, что сетевая организация методической работы позволяет расширить возможности для повышения профессиональной компетентности  педагогов и руководящих работников  системы образования столицы, обеспечивает информационную, методическую поддержку общеобразовательным учреждениям – претендентам  различных конкурсов, проводимых комитетом по образованию Мингорисполкома, а также  на получение премий и грантов Мингорисполкома.

    За период с 2009 года по 2013 год сетевое методическое сообщество г.Минска объединяет свыше 100 учреждений образования по следующим направлениям деятельности сетевого методического сообщества:

1. Воспитание патриотизма, гражданственности, нравственности как стратегические ориентиры идеологии современного образования

2. Эффективный менеджмент – основной ресурс повышения качества образования

3. Социализация личности в условиях культурно-образовательного пространства столицы

4. Системно-технологическая организация образовательного процесса – ресурс развития столичной школы

В организационном плане сетевое взаимодействие предполагает работу сообщества по следующим направлениям:

  1. Обобщение и распространение опыта через издательскую деятельность, методический портал (http://mp.minsk.edu.by/).
  2. Организация дистанционных поддерживающих курсов для педагогов на базе городской системы Прометей (http://do.minsk.edu.by/) или Moodle (http://moodle.minsk.edu.by/).
  3. Работа ИТ-тьюторов по вопросам внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.
  4. Поиск нестандартных приёмов применения оборудования и обмен опытом в этой области.

    В городе Минске деятельность в этом направлении уже проводится: созданы и успешно функционируют  центры Минского городского института развития образования  - аналитического менеджмента регионального образования, информационных ресурсов системы регионального образования, поддержки и развития инновационной образовательной практики и др.; используются возможности дистанционного образования, сетевого взаимодействия, деятельность опорных площадок и ресурсных  предметных центров. В связи с вышесказанным, в институте существенно изменились подходы к формам обучения слушателей.

    Вместе с традиционными формами обучения, такими, как лекции, практические занятия, в организации учебного процесса педагогов активно используются: педагогические студии; мастер-классы; тренинги; проблемно-деловые игры; видеоконференции, лекции в режиме on-line;  разработка и презентация проектов, панорама инновационного педагогического опыта и др. Это позволяет решить одну из важных задач системы повышения квалификации - спроектировать учителю собственную образовательную практику в режиме развивающего образования.  [  5,6,7,8 ].

    Инновационное  дополнительное образование  должно быть сориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на помощь в овладении базовыми компетенциями, позволяющими затем – по мере необходимости – приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное.

    Вместе с тем, нами выделены общие проблемы и противоречия в функционирования системы образования столицы, которые необходимо  решить найти возможные варианты по их устранению.

ПРОТИВОРЕЧИЯ

  1. За время работы институтами развития образования проделана значительная работа по созданию эффективных систем анализа, экспер­тизы и прогнозирования образовательного и управ­ленческого процессов в учреждениях дошколь­ного, общего среднего и специального образова­ния, учреждениях допол­нительного образования детей и молодёжи, соци­ально-педагогических учреждениях, координа­ции методической работы на уровне администра­тивных районов отдельных регионов страны. Профессорско-преподавательский состав институтов является активным участником прикладных научных исследований в области образования. Поэтому    считаем целесообразным: 1) реализовывать на базе институтов развития образования образовательные программы переподготовки руководящих работников и специалистов, исходя из потребностей региона, по решению областных управлений образования и Комитета по образованию Мингорисполкома. 2) С целью реализации непрерывности образования, считаем необходимым открыть филиал УО «Педагогический колледж» на базе МГИРО.
  2. В целяхповышения эффективности дополнительного образо­вания взрослых, обеспечения непрерывности личностно-профес­сионального развития педагогических кадров, формирования у них мотивации достижения профессиональных успехов, совершенствования педагогического мастерства и творчества предлагаем, в качестве эксперимента на уровне региона,  осуществление повышения квалификации  с использованием элементов   кредитно-накопительной (модульной) системы дополнительного профессионального образо­вания педагогических работников с учетом участия педагогических работников столицы в конкурсах профессионального мастерства, фестивалях, панорамах опыта, конференциях  и др.
  3. Встала необходимость стандартизировать набирающий популярность среди педагогической общественности такой вид образовательной деятельности, как дистанционное обучение, сетевое взаимодействие.  В этой связи  необходимо развивать данное направление деятельности с использованием возможностей учреждений образования региона.
  4. В связи  с не всегда корректным и оправданным использованием  механизмов назначения претендентов на руководящие должности в системе образования города; недостаточного  сопровождения молодых руководителей  необходимо  разработать систему эффективного использования резерва кадров, прошедшего необходимую подготовку, с учетом преемственности, результатов психолого-педагогического тестирования;     а также разработать  региональную программу  по осуществлению наставничества.
  5. Отсутствие программ (проектов) взаимодействия и сотрудничества учреждений образования с государственными и социальными структурами с определением доли ответственности в соответствии с их полномочиями в вопросах обеспечения преемственности и качества образования по оказанию образовательных услуг предполагает создание сетевого образовательного холдинга «Столица», который  позволит, на наш взгляд, использовать механизмы государственно-общественного регулирования  в управлении системой образования столицы и учреждениями образования с помощью создания совета директоров холдинга  с определением полномочий.

  Перечисленные недостатки и выявленные проблемы на научно-методологическом уровне позволяют сформулировать проблему разработки инновационной организации непрерывного образования.

    Система образования в инновационном учреждении образования должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого  учреждения должны присутствовать такие формы, как проектные разработки, тренинги, стажировки (на  опорных площадках, в ресурсных центрах), вузах,  научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать  высокому уровню (материально-техническая база, оборудование и др.)

   Продолжая эту идею, Минский городской институт развития образования стремится быть многофункциональным образовательным учреждением, эффективно содействующим развитию в республике системы  дополнительного педагогического образования, распространению педагогических инноваций, и тем самым – профессионально-личностному развитию педагогов.

    Образовательный холдинг нами рассматривается как организация такой деятельности сети учреждений, которая используется для единой образовательной политики в регионе, г.Минске в частности, в вопросах дополнительного образования взрослых, не только педагогических работников, но и для ускорения внедрения инновационных идей, направлений модернизации образования в целях устойчивого развития региона.

    Предлагаемая модель может быть апробирована  в г.Минске в качестве экспериментального проекта, а потом проецироваться как  на региональном уровне, так и на республиканском. Миссия образовательного холдинга в современных условиях заключается в использовании конкурентных преимуществ этой организационно-правовой формы для восстановления вертикали управления профессиональным развитием специалистов и упрочения позиций непрерывного профессионального образования на региональном рынке образовательных услуг.