ГУО "Минский городской институт развития образования"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Главная | РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ «СТОЛИЦА»» | ОБОСНОВАНИЕ КОЛЛЕДЖА
 

   На сегодняшнем этапе развития системы образования на первом уровне основного образования - дошкольном образовании - происходят значительные перемены: учреждение дошкольного образования становится учреждением открытого типа, изменяются его функции. Государство признает важную роль дошкольного образования в становлении личности и создает надлежащие условия для пользования им гражданами республики, оказывает всестороннюю помощь и поддержку семье в воспитании ребенка путем создания и развития широкого спектра учреждений дошкольного образования, обеспечивает доступность и качество дошкольного образования.

   Совершенствование системы дошкольного образования, изменение критериев оценки деятельности педагога, принципиально новые подходы к организации и содержанию образовательного процесса требуют изменений в подготовке и переподготовке педагогических кадров.

   Право профессиональной подготовки воспитателя дошкольного образования закреплено за педагогическими колледжами и высшими учебными заведениями, где должен быть реализован принцип дифференциации профессиональной подготовки: в колледжах подготовка воспитателя дошкольного образования общего профиля; в вузах подготовка воспитателей дошкольного образования, в том числе  по специальности "педагог детства" для работы в дошкольных центрах развития ребенка, в учебно-педагогическом комплексе (ясли-сад-начальная школа, детский сад-начальная школа).

   В последние годы в системе дошкольного образования города Минска наблюдается отток квалифицированных кадров, имеющих профильное образование, владеющих методиками работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Так, образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования г.Минска в 2013/2014 учебном году обеспечивают 6691 воспитателей дошкольного образования. Из них без образования по направлению «Педагогика детства» - около 54% воспитателей, не имеют квалификационной категории-34%. Свыше 10 лет в системе дошкольного образования работает 61% воспитателей.

 

Педагогические работники

Всего

Образование

Категория

Высшее

Среднее специальное

Общее среднее

Специальное

Педагогическое

Непедагогическое

Специальное

Педагогическое

Непедагогическое

Высшая

I

II

Без категории

1

Воспитатели

(2011-2012)

7440

1098

2228

265

2198

570

437

644

1301

2217

1407

2515

%

 

14,8%

29,9%

3,6%

29,5%

7,7%

5,9%

8,7%

17,5%

29,8%

18,9

%

33,8

%

2

Воспитатели (2012-2013)

7340

1111

2287

245

1937

562

527

671

1298

2124

1406

2512

%

 

15,1%

31,2%

3,3%

26,4%

7,7%

7,2%

9,1%

17,7%

28,9%

19,2

%

34,2

%

3

Воспитатели (2013-2014)

6991

1142

2045

342

1761

505

552

644

1270

2058

1250

2413

%

 

16,3%

29,3%

4,9%

25,2%

7,2%

7,9%

9,2%

18,2%

29,4%

17,9

%

34,5

%

   Количество вакансий на должность воспитателя дошкольного образования на 10.09.2013года составило 1105. Заявка Комитета по образованию Мингорисполкома на молодых специалистов в 2013/2014 учебном году была удовлетворена только на 6,2%. Кадровые проблемы решаются за счет привлечения работников других педагогических специальностей, студентов пятых курсов высших учебных заведений, продления контрактов пенсионерам.

 

Педагогические работники

Всего

Студенты (заочники, вечерники)

молодые специалисты

Пенсионеры

Вакансии

1

Воспитатели (2011-2012)

7440

850

281

834

0

%

 

11,4%

3,8%

11,2%

0,0%

2

Воспитатели (2012-2013)

7340

645

163

902

451

%

 

8,8%

2,2%

12,3%

6,1%

3

Воспитатели (2013-2014)

6991

670

147

1039

1105

%

 

9,6%

2,1%

14,9%

15,8%

   Сегодня одним из путей решения проблемы получения воспитателями профильного образования является их переподготовка на факультете БГПУ им. М.Танка и Академии последипломного образования. Однако сложившаяся практика показывает, что данной возможностью пользуются порядка 10 педагогов в год.

   Период дошкольного детства подготавливает развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Задача школы – обеспечить преемственность между учреждением дошкольного и первой ступенью школьного образования. Эту задачу способен решить только квалифицированный учитель.

   В столичном образовании в настоящее время сложилась непростая ситуация в обеспечении квалифицированными педагогическими кадрами 1 ступени общего среднего образования.

    Учреждения образования города систематически информируют о наличии вакансий учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня. По данным управлений образования, спорта и туризма количество вакансий учителей начальных классов составляет более 200 человек (к 2015/2016 учебном году оно увеличится).

Район

Всего учителей

Из них с категорией:

Молодые специалисты

Пенсионеры

Декретный отпуск

Совместители / Администрация

Заочники

высшей

1

2

без категории

Заводской

383

165

109

37

24

3

14

24

-

7

Ленинский

375

137

132

52

25

5

14

4

2

4

Московский

456

206

100

31

32

3

54

16

5

9

Октябрьский

262

92

80

29

16

-

20

21

2

1

Партизанский

170

70

51

17

17

3

8

5

-

1

Первомайский

296

110

96

28

25

2

25

6

2

2

Советский

277

105

77

25

6

2

28

27

6

2

Фрунзенский

733

225

256

107

74

5

54

8

2

5

Центральный

179

70

58

26

9

2

22

4

-

2

Итого:

3131

1180

859

352

228

25

239

115

19

33

Анализируя причины данной проблемы, следует отметить следующее:

- резкое «старение» учителей начальных классов, т.к. вакансии закрываются за счет привлечения педагогов пенсионного возраста;

- незначительное количество выпускников БГПУ, которые приходят работать в школу;

- ежегодное открытие школ – новостроек, в которых количество классов-комплектов на много превышает количество «закрывающихся» школ;

- увеличение количества первоклассников (в 2013 году первоклассников на 5000 больше, чем в 2012).

   Решить проблему обеспечения системы образования города квалифицированными воспитателями дошкольного образования и учителями начальных классов возможно только при организации целенаправленной и планомерной подготовки педагогических кадров. Одним из возможных вариантов является открытие педагогического колледжа как филиала государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования» (далее – МГИРО).

   Действующее законодательство позволяет осуществлять подготовку воспитателей дошкольного образования и учителей начальных классов на уровне среднего специального образования. Так, выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53, в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 21.10.2011 № 105 предусматривает следующие требования к названным педагогическим работникам:

воспитатель дошкольного образования – высшее (среднее специальное) образование по профилю «Педагогика» (направление «Педагогика детства») или по профилю «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка по направлению «Педагогика детства» без предъявления требований к стажу работы;

учитель – высшее (среднее специальное) образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы.

    Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» ОКРБ 011-2009 также предусматривает возможность подготовки педагогических работников со средним сп6ециальным образованием по специальностям «Дошкольногое образование» (профиль образования «Педагогика», направление образования «Педагогика детства», группа специальностей «Развитие личности дошкольника») и «Начальное образование» (профиль образования «Педагогика», направление образования «Педагогика детства», группа специальностей «Развитие личности младшего школьника») с квалификацией соответственно «Педагог» и «Преподаватель».

    Открытие педагогического колледжа при МГИРО поможет не только начать подготовку педагогических кадров, но и ориентировать их на работу в столичных учреждениях образования, организуя образовательный процесс с использованием практико-ориентированного подхода, с прохождением педагогической практики в учреждениях образования, где в последующем учащиеся могут продолжить свою профессиональную деятельность. Кроме того, возможность набора учащихся после окончания 9 классов позволит расширить профориентационную составляющую их подготовки.

   Работа педколледжа на базе МГИРО позволит привлечь к осуществлению образовательного процесса наиболее опытных сотрудников самого института, а также практиков из числа грамотных, обладающих высоким методическим потенциалом работников учреждений образования города, которые привлекаются в качестве лекторов для участия в курсах повышения квалификации в институте.

    Создание педагогического колледжа в качестве филиала МГИРО также позволить оптимизировать затраты на его открытие и дальнейшую деятельность.

   Как вариант размещения педагогического колледжа может быть рассмотрено его открытие на базе одного из подлежащих закрытию в связи с оптимизацией сети учреждений общего среднего образования, расположенного в центре города. Это позволить минимизировать затраты на закупку мебели, технических средств обучения, учебного оборудования, учебников, методической и художественной литературы.

    Приблизительные затраты на открытие и 5 месяцев функционирования колледжа (с 01.08. по 31.12.2014 г.) составят порядка 1,5 млрд.бел.руб., из них на заработную плату и начисления на заработную плату – 604 млн.бел.руб., приобретение предметов снабжения и расходных материалов (продукты питания, мягкий инвентарь, средства обучения, учебные пособия для обучающихся после окончания 11 классов) – 197 млн. бел.руб., оплата коммунальных услуг – 268 млн.бел.руб., выплату стипендий – 250 млн.бел.руб.

    В связи с необходимостью получения лицензии на осуществление образовательной деятельности на уровне среднего специального образования вопрос о здании должен быть решён к до 01.01.2014 г.


ОБОСНОВАНИЕ

открытия переподготовки по специальностям 1-01 03 72 Дошкольное образование, 1-26 01 72 Государственное и местное управление; 1-40 01 73 Программное обеспечение информационных систем в государственном учреждении образования «Минский городской институт развития образования»

 

   На основании изучения заявленной потребности организаций на подготовку по специальностям с1-01 03 72 Дошкольное образование, 1-26 01 72 Государственное и местное управление; 1-40 01 73 Программное обеспечение информационных систем; а также анализа маркетинговых исследований потребностей отраслей экономики в служащих, специалистах, и изучения рынков труда и образовательных услуг государственным учреждением образования «Минский городской институт развития образования» подготовлена информация о возможности открытия данных специальностей переподготовки на базе института.

   На основании Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 17, 2/1660), Указа Президента Республики Беларусь от 24 января 1997 г. № 100 «О совершенствовании организации переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров государственных органов» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 3, ст. 106), Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 354 «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 120, 1/5712), Указа Президента Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 275 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере управления» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 136, 1/10739) и Программы «Кадры г. Минска: 2011–2015 годы» (решение Минского городского совета депутатов от 2 сентября 2011 г. № 145) с целью повышения профессиональных знаний, совершенствования деловых качеств руководящих  кадров, подготовки их к выполнению новых трудовых функций Минский городской исполнительный комитет ходатайствует об организации переподготовки руководителей учреждений образования, подведомственных комитету по образованию Мингорисполкома, специалистов Минского горисполкома, его структурных подразделений, администраций районов города Минска и иных государственных организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности города Минска, по специальности 1-26 01 72 Государственное и местное управление на базе Государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования».

     Переподготовка отдельных категорий государственных служащих (включая резерв), осуществляется Институтом высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь, другими учреждениями образования в соответствии с государственным заказом. Так, Минский горисполком ежегодно на обучение направляет до 30 руководителей. В тоже время специалисты среднего звена (как и руководители учреждений образования, подведомственных комитету по образованию) лишены возможности систематически осуществлять переподготовку.

 Маркетинговые исследования, проведённые ГУО «Минский городской институт развития образования» по обеспечению образования города высококвалифицированными управленческими кадрами  города с целью изучения основных потребностей руководителей, резерва руководящих кадров в вопросах организации управленческой деятельности, уровня готовности руководителя к выполнению своих функциональных обязанностей показали необходимость:

- в приобретении знаний и умений эффективного руководителя учреждения образования

- в формировании экономических и правовых компетенций

 Кроме того, были выявлены вопросы и проблемы, наиболее интересующие руководителей учреждений образования

    Таким образом, результат проведённых исследований, наличие современной учебной  и материально- технической базы Государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования», возможность финансирования расходов на обучение вышеназванной категории специалистов за счёт бюджетных средств города Минска, позволяют сделать вывод о том, что организация их обучения на базе данного учебного заведения является наиболее целесообразной и оптимальной.

  На основании вышеизложенного, комитет по образованию Мингорисполкома  просит дать Государственному учреждению образования «Минский городской институт развития образования» разрешение на осуществление переподготовки кадров с высшим образованием по следующей специальности 1-26 01 72 Государственное и местное управление.

   Согласно квалификационному справочнику «Должностей служащих, занятых в образовании», утвержденному постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. N 105 на должности «Воспитатель дошкольного образования» могут работать только лица с высшим (средним специальным) образованием по профилю «Педагогика» (направление «Педагогика детства») или по профилю «Педагогика. Профильное образование» с переподготовкой по направлению «Педагогика детства», а в дошкольном центре развития ребенка только с высшим образованием по указанным выше профилям и направлениям. Лица, не соответствующие данным требованиям, не смогут аттестоваться на соответствующие квалификационные категории.

   Во исполнение решения коллегии комитета по образованию Мингорисполкома «О состоянии работы управлений образования администраций районов и учреждений дошкольного образования по созданию адаптивной образовательной среды, обеспечивающей доступность, эффективность и качество образования» №1/1 от 13.01.2012 подготовлена информация о педагогических работниках, желающих пройти переподготовку на базе ГУО «Минский городской институт развития образования» по специальности «Дошкольное образование», квалификации «Педагог» (1-01 03 72 Дошкольное образование). Набор предусматриваетслушателей, имеющих высшее педагогическое образование.

№ п/п

район

Года (указать количество педагогических работников)

2013-2014

 

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Итого за пять лет

Заводской

1

1

1

1

1

5

Ленинский

4

4

4

4

4

20

Московский

15

9

5

3

1

33

Октябрьский

1

1

1

1

1

5

Партизанский

2

2

1

-

1

6

Первомайский

2

1

1

1

1

6

Советский

2

2

2

2

2

10

Фрунзенский

10

2

1

-

-

13

Центральный

3

2

1

2

2

10

ИТОГО

40

24

17

14

13

108

   Наличие квалифицированных кадров в области вычислительной техники, современного программного обеспечения, автоматизации производственных и других процессов является важным элементом деятельности любого учреждения образования. Высокий уровень информатизации учреждений образования г. Минска, активное внедрение дистанционных технологий обучения в образовательный процесс требует высококвалифицированных специалистов для организации технического обслуживания локальных сетей. Однако как показывает практика, в 90% учреждений образования функции инженеров-программистов, системных администраторов выполняют учителя информатики, которые в силу своей квалификации не могут решить такие важные вопросы как: обеспечение единой политики безопасного сетевого управления и отчетности, коммутация в локальных и беспроводных сетях, устранение сетевых проблем и неполадок.

  Необходимость организации переподготовки на базе ГУО «Минский городской институт развития образования» вызвана нехваткой таких специалистов. Организация переподготовки учителей информатики по специальности инженер-программист даст возможность наладить эффективную работу по обслуживанию компьютерных классов, локальных сетей в учреждении образования, сэкономить бюджетные средства за счёт интеграции специальностей.

  Целью переподготовки по специальности 1-40 01 73 Программное обеспечение информационных систем является углубленное обучение специалистов в области сетевых технологий, профилактического обслуживания и устранения неполадок технических средств обучения. По окончании обучения слушатели будут иметь возможность сдать экзамены для получения международных отраслевых сертификаций в области ИКТ (ITEssentials и CCNA).


ПОЛОЖЕНИЕО ФИЛИАЛЕ ГОСУДАРСТВЕННГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» «МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ссылка для скачивания, docx)


Сведения о планируемом приеме обучающихся государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»

Наименование работ и услуг, составляющих образовательную деятельность

Предельная численность обучающихся по формам получения образования, указанная в лицензии

Планируемая предельная численность обучающихся по формам получения образования

очная

 

заочная

очная

 

заочная

дневная

вечерняя

дневная

вечерняя

1. Повышение квалификации кадров со средним специальным и высшим образованием по профилям (направлениям) обра­зования: «Педагогика» (направ­ления образования «Педагогика детства, «Педагогика подрост­кового и юношеского возраста», «Педагогика общевозрастная»); «Коммуникации. Право. Эконо­мика. Управление. Экономика и организация производства» (на­правления образования «Ком­муникации», «Право», «Эконо­мика», «Управление»)

 

240

 

120

 

 

 

 

50

 

2. Повышение квалификации кадров с высшим образованием по профилю (направлению) обра­зования «Педагогика. Профес­сиональное образование» (напра­вление образования «Управление в сфере образования»)

 

60

 

30

 

 

 

 

25

 


Возможности государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования» обеспечить выполнение в ходе образовательного процесса санитарных правил, санитарных норм и гигиенических нормативов, а также требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, иных правил безопасности, установленных законодательством

 Учебно-методическая и материально-техническая база

Код и наименование специальности, наименование профиля (направления) образования (при повышении квалификации кадров), наименование учебной дисциплины (предмета, раздела) учебного плана

Количество экземпляров в расчете на одного обучающегося

очная форма

получения образования

заочная форма

получения образования

учебники (учебные пособия)

комплекты учебно-методических материалов

1

2

3

а) подготовка кадров с высшим образованием

 

 

 

б) подготовка кадров со средним специальным образованием

 

 

 

в) подготовка кадров с профессионально-техническим образованием

 

 

 

г) переподготовка и повышение квалификации кадров со средним специальным и высшим  образованием

 

 

 


СВЕДЕНИЯ
о наличии материально-технической базы государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования» 

Сведения о зданиях и (или) их частях, предназначенных для обеспечения образовательного процесса

 Месторасположение здания и (или) его части,  предназначенного для обеспечения  образовательного процесса

 Форма собственности.  Основание владения. Правоустанавливающие документы

 Собственник (арендодатель)

 Общая площадь  здания и (или) его части, предназначенного для обеспечения образовательного процесса (кв. м)

1-й пер. Менделеева, 50/2

Коммунальное свидетельство о ГР № 500/1028-2010 от 26.04.2010

Минский городской институт развития образования

262

Ул. Киселева, 24

Коммунальное свидетельство о ГР № 500/590-90 от 16.10.2007

Минский городской институт развития образования

120,8

Пер. Броневой, 15 А

Коммунальное свидетельство о ГР № 500/777-2140 от 14.11.2008

Минский городской институт развития образования

828,23

Всего общей площади зданий  и (или) их частей, предназначенных для обеспечения образовательного процесса (кв. м)

1211, 03

  Сведения о специализированных учебных помещениях

Код и наименование специальности, наименование профиля (направления) образования

Наименование специализированных учебных помещений (кабинетов, лабораторий, мастерских и иных) и учебных дисциплин (предметов, разделов), изучаемых в них

 Характеристика специализированного учебного помещения

специализи-рованное учебное помещение

 учебная дисциплина (предмет, раздел)

площадь
(кв. м)

 количество рабочих мест

1-26 01 72 Государственное и местное управление

Компьютер-ные классы

Дистанционное обучение

249,93

85

01 03 72 Дошкольное образование

Компьютер-ные классы

Дистанционное обучение

249,93

85

1-40 01 73 Программное обеспечение информационных систем

Компьютер-ные классы

Дистанционное обучение

249,93

85

 


Перечень
соглашений о сотрудничестве между ГУО « Минский городской институт развития образования» и его международными партнерами

1. Договор о сотрудничестве с Эдинбургской Языковой Академией, Великобритания  (EdinburghLanguageAcademy).
2. Соглашение о сотрудничестве с Центром непрерывного образования    «Палмения» университета Хельсинки, Финляндская Республика.
3. Соглашение о сотрудничестве с Институтом имени Гете в Минске, Республика Беларусь
4. Соглашение о сотрудничестве с Культурно-Просветительским Общественным Объединением  «Эстонская община «Ласточка», Минск, Республика Беларусь
5. Соглашение о сотрудничестве с «Урбан-cоциал» ( Urban–socialgGmbH), Берлин, Германия
6. Соглашение о сотрудничестве с Институтом повышения квалификации социальных педагогов ( SozialpadagogischesFortbildungsinstitutBerlin- Brandenburg (SFBB),  Берлин, Германия
7. Договор о сотрудничестве с Вологодским институтом развития образования, г. Вологда, Российская Федерация
8. Договор о сотрудничестве с Белгородским государственным национальным исследовательским университетом, г. Белгород, Российская Федерация
9. Соглашение о сотрудничестве с Институтом совершенствования профессиональных компетенций Вильнюсского педагогического университета, г. Вильнюс, Литовская Республика
10. Договор о сотрудничестве с областным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования  (повышения квалификации) специалистов «Новгородский институт развития образования»   (ОАОУ «НИРО»)  Великий Новгород, Россия
11. Соглашение о сотрудничестве с Окружным методическим центром Западного окружного управления образования г.Москвы
12. Договор о сотрудничестве с автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина», г.Санкт-Петербург, Российская Федерация
13. Договор о сотрудничестве с филиалом АО НПЦ «ОРЛЕУ» институтом повышения квалификации педагогических работников по городу Астана (г.Астана,  Республика Казахстан)
14. Договор о сотрудничестве с Академией последипломного образования (г.Киев, Украина)