ГУО "Минский городской институт развития образования"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Главная | Наши ученые | Пальчевский Борис Васильевич
 

ПАЛЬЧЕВСКИЙ БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ

Пальчевский Борис Васильевич – профессор (на 0,5 ставки) кафедры информационных технологий в образовании, доктор педагогических наук, профессор

Рабочее место: 1-й пер. Менделеева, 50/2, каб. 312

Консультации: среда 15.00-18.00.

Контактные телефоны: 8(017)-335-28-79 сл.; 8(029)-620-99-76 velkom; 8(029)-261-64-20 МТС

Окончил инженерно-педагогический факультет Белорусского политехнического института (1967 г.) по специальности «инженер-механик-педагог»; аспирантуру НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР с защитой кандидатской диссертации (Москва, 1974 г.), докторантуру НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации  Академии педагогических наук СССР с защитой докторской диссертации (Москва, 1988 г.).

Работал инженером отдела НОТ Минского комбината строительных материалов; зав. лабораторией, старшим преподавателем, доцентом, профессором кафедры педагогических дисциплин (1967-1992 гг.); деканом факультета общественных профессий (1974-1988 гг.) Белорусского политехнического института; проректором по научно-методической работе, заведующим кафедрой методологии обучения Академии последипломного образования (1992-1999 гг.), заведующим лабораторией проектирования образовательных систем Национального института образования (1999-2011 гг.),

Награды:

Грамоты Министерства образования; Грамоты Комитета по образованию Мингорисполкома; Почетная грамота Государственного комитета по технологиям (2009); Грамоты НИО; медали «За освоение целинных земель" (1969), "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина »(1970)

Научные интересы:

а) методология, теория и практика подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов педагогических наук) для системы образования Республики Беларусь;

б) теория и практика разработки дидактических сценариев занятий с использованием информационных образовательных ресурсов в рамках инновационной стратегии учения/обучения;

в) методолого-теоретические основания разработки и использования учебно-методических комплексов;

г) игры-праздники как средство развития познавательных интересов подростков во внеучебное время;

д) организационно-педагогические условия проектирования учебно-методического и материально-технического компонентов современной образовательной среды с использованием информационных образовательных ресурсов;

е) теория и практика проектной деятельности в образовании;

ж) организационно-дидактические возможности информационно-образовательных ресурсов в рамках информационного общества

Тематика консультаций:

а) структура, содержание, научный аппарат и техника проведения диссертационных исследований в сфере педагогической науки;

б) этапы разработки дидактических сценариев занятий с использованием информационных образовательных ресурсов;

в) этапы разработки учебно-методических комплексов для учебно-воспитательного процесса

Публикации. Начиная с 1968 года автором по результатам научной, опытно-экспериментальной и практической деятельности в системе образования опубликовано более 350 работ (учебные и методические пособия, научные статьи, методические рекомендации, материалы конференций и др.), среди которых:

  1. Пальчевский, Б.В. Методологические аспекты реформирования инженерно-педагогического образования / Б.В.Пальчевский // Известия Междунар. акад. тех. образования. – 1997. – № 1. – С. 55-62.

  2. Пальчевский, Б.В. Эти серьезные игры / Б.В.Пальчевский // Проф.-тех. образование. – 1984. – № 1. – С. 30-31.

  3. Пальчевский, Б.В., Масюкова, Н.А. План-карта НИР как средство развития системы повышения квалификации / Б.В.Пальчевский, Н.А. Масюкова // Адукацыя і выхаванне. – 1998. – № 7. – С. 93-106.

  4. Пальчевский, Б.В.Дидактические сценарии уроков как инновации в образовании. Сообщение 1. Логико-герменевтический анализ современного состояния проблемы / Б.В.Пальчевский // Тэхналагічная адукацыя. – 2010. – № 4. – С. 20-31. 

  5. Пальчевский, Б.В. Дидактические сценарии уроков как инновации в образовании. Сообщение 2. Методологические основании формирования стратегии обучения в виде дидактических сценариев / Б.В.Пальчевский // Тэхналагічная адукацыя. – 2011. – № 1. – С. 11-20.

  6. Пальчевский, Б.В. Дидактические сценарии уроков как инновации в образовании. Сообщение 3. Этапы построения модели дидактических сценариев / Б.В.Пальчевский // Тэхналагічная адукацыя. – 2011. – № 2. – С. 3-11.

  7. Пальчевский, Б.В. Учебно-методический комплекс: структура, содержание, готовность авторов к разработке  / Б.В.Пальчевский // Столичное образование. – 2010. – № 7. – С. 5-17.

  8. Пальчевский, Б.В. Новая стратегия учения/обучения и дидактические сценарии уроков / Б.В.Пальчевский // Столичное образование сегодня. – 2011. – № 3. – С. 52-54.

  9. Пальчевский, Б.В. Сценирование в образовании как высший образец педагогического искусства // Столичное образование. – 2011. – № 4. – С. 50-54.

  10. Пальчевский, Б.В. Дидактические сценарии уроков: от неопределённости к научно обоснованному инварианту / Б.В .Пальчевский // Веснік адукацыі. – 2011. – № 4. – С. 3–8.

  11. Пальчевский, Б.В. Культурологические основания готовности к разработке учебно-методических комплексов/Б.В. Пальчевский// Педагогика. – 2007. – № 2. – С. 23–30.

  12. Пальчевский, Б.В. Комплексное методическое обеспечение современных технологий обучения / Б.В. Пальчевский // Современная радиоэлектроника: научные исследования и подготовка кадров: Сб. материалов в 4 ч. (по итогам работы МНПК, Минск, 10–11 апреля 2007 г.) / Министерство образования РБ. Под общ. ред. Н.А. Цырельчука. – Мн.: МГВРК, 2007. – Ч. 1. – С. 16–25.

  13. Пальчевский, Б.В. Модель готовности к разработке учебно-методических комплексов для системы образования. Сообщение 1. УМК – модельное видение   /Б.В. Пальчевский // Веснік адукацыі. – 2007. – № 5. – С. 3–11.

  14. Пальчевский, Б.В. Модель готовности к разработке учебно-методических комплексов для системы образования. Сообщение 2. Готовность к разработке УМК: сущность, позиции, типология, состав, структура  / Б.В. Пальчевский // Веснік адукацыі. – 2007. – № 6. – С. 3–11.

  15. Пальчевский, Б.В., Громыко, Ю.В. Модель готовности к разработке учебно-методических комплексов для системы образования. Сообщение 3. Позиции авторов-разработчиков УМК / Б.В. Пальчевский, Ю.В.Громыко // Веснік адукацыі. – 2007. – № 9. – С. 3–10.

  16. Пальчевский, Б.В. Учебно-методический комплекс: сущность, модель готовности к разработке, позиции авторов-разработчиков  / Б.В .Пальчевский // Образование и педагогическая наука: тр. Нац. Ин-та образования. Вып. 1. Модели и концепции. – Минск: НИО, 2007. – С. 284-298. – (Серия 7: Методология управления и развития образования).

  17. Пальчевский, Б.В. Готовность к разработке учебно-методических комплексов: сущность, позиции, типология, структура  /Б.В.Пальчевский //Теория и практика инновационной подготовки инженеров-педагогов: сб.науч. тр./УО «Мозырский гос. Пед. ун-т им. И.П.Шамякина; под общ. ред. В.В.Валетова. – Вып. 3. – Мозырь: УО «МГПУ им. И.П.Шамякина», 2007. – С. 95-106.

  18. Пальчевский, Б.В. Стратегический план инновационной подготовки авторов учебно-методических комплексов   /Б.В. Пальчевский //Современная радиоэлектроника: научные исследования и подготовка кадров: Сб. материалов в 3 ч. (по итогам работы МНПК, Минск, 23–24 апреля 2008 г.) / Министерство образования РБ. Под общ. ред. проф. Н.А.Цырельчука. – Мн.: МГВРК, 2008. – Ч. 3. – С. 141–143.

  19. Пальчевский, Б.В. Технология подготовки авторов учебно-методических комплексов: теоретические основания  / Б.В .Пальчевский // Адукацыя і выхаванне, – 2008. – № 6. – С.49–54.

  20. Пальчевский, Б.В. Технология подготовки авторов учебно-методических комплексов: целеполагание и стратегическое планирование  / Б.В. Пальчевский // Адукацыя і выхаванне, – 2008. – № 7. – С.44–52.

  21. Пальчевский, Б.В. Компоненты технологии подготовки авторов учебно-методических комплексов  / Б.В. Пальчевский // Образование и педагогическая наука: тр. Нац. Ин-та образования. Вып. 2. Технологии управленческой деятельности. – Минск: НИО, 2008. – С. 207-217. – (Серия 7: Методология управления и развития образования).

  22. Пальчевский, Б.В. Стратегия управления разработкой научно-методического обеспечения в системе столичного образования  / Б.В. Пальчевский //Стратегический ресурс в развитии системы образования Республики Беларусь: компетентностный подход: материалы симпозиума научных конференций (7-8 апреля 2009 г)/ редкол.: Н.Д.Алексеев [и др.]. – Минск: МГИРО, 2009. – С. 292-296.

  23. Пальчевский, Б.В. Культура управления разработкой электронных средств как компонента научно-методического обеспечения в системе непрерывного образования  / Б.В .Пальчевский // Стратегические приоритеты развития образования взрослых: тезисы докладов открытой науч.-практ. конф. (15 апр. 2010 г., г. Минск) / редкол.: В.В.Буткевич [и др.]. – Минск: МГИРО, 2010. – С. 141-142.

  24. Пальчевский, Б.В. Организационно-управленческая направленность проектирования современной образовательной среды. Сообщение 1. Этапы стратегического плана организации материально-технического компонента образовательной среды с использованием информационно-образовательных ресурсов в рамках трудового обучения и черчения. / Б.В.Пальчевский // «Тэхналагiчная адукацыя». – 2012. – № 2. – С.5-18 

  25.  Пальчевский, Б.В. Блиц-обоснование актуальности модернизации высшего технического образования/ Б.В. Пальчевский // Инженерно-педагогическое образование: проблемы и пути развития: материалы (по итогам работы МНПК, Минск, 17-18 мая 2012 г.): в 2 ч./ М-во образования РБ, УО МГВРК; под общей ред. канд. пед. наук, доцента С.Н. Анкуды. – Минск: МГВРК, 2012. – Ч.1. – С.20-22.

  26. Пальчевский, Б.В. Профессорско-преподавательский состав втузов: перспективы развития / Б.В. Пальчевский// Инженерно-педагогическое образование: проблемы и пути развития: материалы (по итогам работы МНПК, Минск, 17-18 мая 2012 г.): в 2 ч./ М-во образования РБ, УО МГВРК; под общей ред. канд. пед. наук, доцента С.Н. Анкуды. – Минск: МГВРК, 2012. – Ч.1. – +С.22-24

  27. Пальчевский, Б.В. Теория и практика построения модели дидактических сценариев занятий при подготовке инженеров-педагогов / Б.В.Пальчевский // Теория и практика развития инженерно-педагогического образования в рамках МГВРК: сб. науч. ст./ М-во образования РБ, УО МГВРК; под общ.ред. канд. пед. наук, доцента С.Н.Анкуды. – Минск: МГВРК, 2014. – С.144- 151. ISBN978-985-526-209-2.

  28. Пальчевский, Б.В. Оптимизация образования: конструктивный диалог. Материалы виртуального семинара / Б.В. Пальчевский // Минская школа сегодня. – 2014. - № 3. – С. 28-30.

  29. Пальчевский, Б.В. Проектно-поисковая и практикоориентированная деятельность в системе дополнительного образования взрослых / Б.В. Пальчевский// Профессионально-педагогическая культура современного педагога: материалы науч.-практ. конф. (26 марта 2014 г. г. Осиповичи) / Редкол.:Н.Д.Алексеев [и др.]. – Минск: УО «МГОИРО», 2014. С 38-42

  30. Palczewski, B. PROBLEMY EUROPEIZACJI – WYBRANE ASPEKTY PEDAGOGICZNE. MODELOWANIE DYDAKTYCZNYCH SCENARIUSZY LEKCJI / B. Palczewski // Культурныеосновысистемыобразованиявевропейскихгосударствах /Научнаяредакция: Sylwester Bębas Andrzej Golębiowski (monografia). – Минск : «ПроняПлюс», 2014. – С. 291-289.

  31. Пальчевский, Б.В. Гуманитарное проектирование с использованием ИКТ в рамках поликультурного образования /Б.В.Пальчевский // Педагогическая культура: проблемы становления и развития: тезисы докладов гор. науч.-практ. конф. (16-17 апр. 2014 г., Минск, Беларусь) / Под ред. Т.И.Мороз. – Минск: МГИРО, 2014. – С. 102-103.

  32. Пальчэўскі, Б.В. Арганізацыя самастойнай пазнавальнай дзейнасці вучняў на ўроках беларуская літаратуры (з выкарыстаннем фрагментаў вучэбна метадычнага комплекса “Раман У.Караткевіча “Каласы пад сярпом тваім””/ Б.В.Пальчэўскі // Беларуская мова і літаратура. – 2014. - № 3. – С.28-30.

  33. Пальчевский, Б.В. Структура и содержание авторской программы «Теория и практика разработки УМК в рамках информационных образовательных технологий» для системы дополнительного образования / Б.В.Пальчевский // Современное педагогическое знание: проблемы и перспективы развития: сборник научных статей по итогам педагогических чтений, посвящённых 100-летию кафедры педагогики, 17 декабря 2013 г., г. Могилёв, МГУ имени А.А.Кулешова /под научной ред. Е.И.Снопковой. _ Могилев: МГУ имени А.А.Кулешова, 2014. – С. 134-141.

  34. Пальчевский, Б.В. Инновационный УМК как эффективное средство оптимизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся: обсуждение опыта работы в рамках развития столичного образования / Б.В.Пальчевский // Вестник МГИРО. – 2014. - № 1. – С. 78-84.

  35. Пальчевский, Б.В. Информационно-упражненческая и задачно-целевая формы организации обучения: блиц-обсуждение проблематики /Б.В.Пальчевский // Личность. Образование. Общество. Психолого-педагогическое сопровождение образования: материалы международной научно-практической конференции Гродно. 11 декабря 2013 г. : в 2 ч./ ред. кол.: С.Я.Кострица [и др.]. – Гродно: «Гродненский областной институт развития образования», 2014. – Ч.2. – С. 3-6.

  36. Пальчевский, Б.В. Подготовка научных кадров для разработки и реализации инновационных технологий инженерно-педагогического образования / Б.В.Пальчевский // Теория и практика инновационной подготовки инженеров-педагогов в современных условиях: сб. науч. тр., УО МГПУ им. И.П. Шамякина; редкол.: В.А. Васюта (отв. ред.) [и др.]. – Мозырь, 2014. – С. 169-177. ISBN 978-985-477-511-1

  37. Пальчевский, Б.В. Все мы родом из детства: рефлексивно-проективный взгляд на развитие детей в младшем школьном возрасте // Б.В. Пальчевский // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2014. – С. 7-10.

  38. Пальчевский, Б.В. Информационное общество как базовый фактор для разработки и развития электронных образовательных ресурсов / Б.В. Пальчевский // Дорожная карта информатизации: от цели к результату: тезисы докладов открытой Междунар. науч.-практ. конф.(Минск, 12-13 нояб. 2014 г.) / Под ред. Т.И.Мороз. – Минск: МГИРО, 2014 -. С. 38-40. ISBN 978-985-6864-28-8

  39. Пальчевский, Б.В. Управленческие аспекты организации материально-технического компонента современной образовательной среды при подготовке инженеров-педагогов: состав, структура, управление, принципы // Минский государственный высший радиотехнический колледж: тенденции инновационного развития инженерно-педагогического образования. - МГВРК: сб. науч. ст./ М-во образования РБ, УО МГВРК; под общ.ред. канд. пед. наук, доцента С.Н.Анкуды. – Минск: МГВРК, 2014. – С. 169-176. ISBN978-985-526-209-2

  40. Пальчевский, Б.В. Онтологические, аксиологические и гносеологические основания развития культуры управления образовательными системами / Б.В. Пальчевский // Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. «Современные тенденции управления образовательными системами с учетом социально-экономического развития общества». – ФГНУ ИУО РАО. – Москва: Институт управления образованием РАО, 2014. – С. 176-184.

  41. Пальчевский Б.В. Модернизация процесса подготовки научно-педагогических кадров для организации инновационной деятельности в системе непрерывного образования: контуры концептуальных оснований / Б.В. Пальчевский // «Наука и общество: история и современность» Материалы Международной научной конференции, Минск, 16-17 октября 2014 г. – Минск: «Право и экономика», 2014. – С. 476-479.

  42. Пальчевский, Б.В. Работа с квалификацией: мотивация педагогов на личностное развитие как эскалатор на пути к оптимизации качества столичного образования / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. – 2014. - № 4 – С. 91-99

  43. Пальчевский, Б.В. Направления деятельности педагогических сообществ по вектору инновационного развития образовательного процесса: контуры процесса подготовки организаторов научно-исследовательской деятельности для системы образования // Молодой учитель. Формируя профессиональный почерк : науч.-метод. пособие / под общ. ред. Т. И. Мороз. – Минск : МГИРО, 2015. – С. 53–54.

  44. Пальчевский, Б.В. Становление письменной грамотности через организацию самостоятельной познавательной деятельности обучаемых / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. – 2015. – № 3 (22). – С. 77-80

  45. Пальчевский, Б.В. Рефлексивная остановка и осмысление происходящего в системе образования как гарантийный вектор её развития / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. – 2015. – № 3 (22). – С. 54-55

  46. Пальчевский, Б.В. К вопросу о возрождении научных поисков в рамках выбора учащимися предстоящей профессиональной деятельности, или о научном обосновании и разработке проекта индивидуальной траектории профессиональной карьеры детей, подростков и молодежи / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. – 2016.– № 1 (24). – С. 63-64.

  47. Пальчевский, Б.В. Теоретические основания интеграции информационных и педагогических технологий / Б.В. Пальчевский // Дорожная карта информатизации: от цели к результату: тезисы докладов открытой Междунар. науч.-практ. конф. (11-12 февраля 2016 г. г. Минск, Беларусь) /под общ. Ред. Т.И. Мороз. – Минск : МГИРО, 2016. – С. 118-119.

  48. Пальчевский, Б.В. Тезаурус «Инновации в образовании»: вопросы при создании, проблемные зоны, ожидаемая эффективность / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. – 2016. – № 2 (25). – С. 65-68.

  49. Пальчевский, Б.В. Тезаурус «Инновации в образовании»: гуманистически ориентированный жанр пособия для практических работников столичного образования / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. 2016. – № 2 (25). – С. 58-60.

  50. Пальчевский, Б.В. Тезаурус «Инновации в образовании»: сущность, структура, значимость, приглашение к участию в создании / Б.В. Пальчевский // III Международная научно-практическая конференция «Развитие человеческого капитала» в условиях непрерывного образования: персонифицированная модель» Оренбург, 31 мая 2016 г. – Оренбург: Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», 2016. – С. 123-134.

  51. Пальчевский, Б.В. Организационно-педагогические аспекты комплексирования деятельности педагогических сообществ по созданию тезауруса «Инновации в образовании» / Б.В. Пальчевский // Профессиональные педагогические сообщества: традиции и инновации: тезисы докладов откр. гор. науч.-практ. конф. (19-20 апр. 2016 г., Минск, Беларусь) / под ред. Т.И. Мороз. – Минск, 2016.- С. 11-12.

  52. Стажировка как вектор активизации дидактической и научно-методической деятельности профессионально-педагогического сообщества учреждения образования / Б.В. Пальчевский // Приложение к научно-методическому журналу “Вестник МГИРО». – 2016. – № 1 (7). – С. 45-46

  53. Пальчевский, Б.В. Типы культуры и адекватные виды готовности авторов к разработке научно-методического обеспечения для системы образования / Б.В. Пальчевский // Национальные культуры в межкультурной коммуникации: тезисы докл. на межд. науч. конф. (Минск, БГУ, 14–15 апреля 2016 года). - Минск; БГУ, 2016. – С. 45-54.

  54. Пальчевский, Б.В. Информационно-образовательная среда как условие обеспечения самостоятельной познавательной деятельности на лекционных занятиях / Б.В.Пальчевский // Дорожная карта информатизации: от цели к результату: тезисы докладов IV Открытой Междунар. науч.-практ. конф. (16-17 февраля 2017 г. г. Минск, Беларусь) /под общ. Ред. Т.И.Мороз. – Минск : МГИРО, 2017. – С. 76-77.

  55. Пальчевский, Б.В. О трепетном отношении к терминологии в системе образования. Ещё раз о термине «Самостоятельная познавательная деятельность» / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. – 2017. - № 1 (29). – С. 46-51.

  56. Пальчевский, Б.В. Рэфлексіўныя адносіны аўтара-распрацоўшчыка ВМК да методыкі і вынікаў эксперыментальнага урока / Б.В.Пальчэўскі // Приложение к научно-методическому журналу “Вестник МГИРО». – 2017. – № 1 (11). – С. 67.

  57. Пальчевский, Б.В. Тезаурус “Инновации в образовании” как эффективное средство информатизации образовательного пространства столицы / Б.В. Пальчевский // Управление качеством образования: от цели к результату : тез. докл. гор. науч.-практ. конф., Минск, 11-12 апр. 2017 г. / Мин. гор. ин-т развития образования ; под общ. ред. Т. И. Мороз. – Минск, 2017. – С.67-68.

  58. Пальчевский, Б.В. Потенциальные возможности интерактивных средств в организации самостоятельной познавательной деятельности обучаемых / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. – 2017. – № 1 (29). – С. 60.

  59. Пальчевский, Б.В. Рефлексивное осмысление педагогами разработанных ими технологий обучения с учетом реалистичности феномена «самостоятельная познавательная деятельность» / Б.В. Пальчевский // Вестник МГИРО. - 2017. - № 2 (30). – С. 50-54.

  60. Пальчевский, Б.В. Самостоятельная познавательная деятельность в процессе стажировки как эффективная форма работы с квалификацией молодых специалистов системы столичного образования // Приложение к научно-методическому журналу “Вестник МГИРО». – 2017. – № 2 (12). – С. 9-15.

  61. Пальчевский, Б.В. Технология организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучаемых в системе профессионального образования / Б.В. Пальчевский // Актуальные вопросы профессионального образования : матер. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 18 мая 2017 г. / БГУИР ; под ред С.Н. Анкуды. – Минск, 2017. – С. 58-60.