ГУО "Минский городской институт развития образования"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Главная | СОЗДАНИЕ МНОГОПРОФИЛЬНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА СТОЛИЦЫ | МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

 

Актуальность

   Авторитет белорусского образования в мире высок. От детских садов до докторантуры. В текущем году нужно сосредоточить усилия на решении трех основных проблем образовательной сферы: первое — обновить содержание школьного обучения, усилив подготовку в области естественных наук и иностранных языков; второе — преодолеть отрыв профессионального образования от потребностей     жизни и практики; и, наконец, третье — привлечь в школу сильных, одаренных, увлеченных людей, раскрепостить инициативу педагогов, освободить их от бумаготворчества, повысить престиж педагогического труда.

А.Г.Лукашенко

   В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования республики в  Кодексе Республики Беларусь об образовании, «Программе деятельности правительства Беларуси на 2011-2015 годы»,  «Программе развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007 – 2016 годы»,Законе Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г., № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»;  Постановлении  Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2011 г., №384 «Об утверждении национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы»; Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 09 августа 2010 г., №1174 «О стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год»; Указе Президента Республика Беларусь, 1 февраля 2010 г., №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»; Положении о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954), Положении об учреждении дополнительного образования взрослых (Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 198 от 28.07.2011) и др., намечены основные приоритетные направления и комплекс мер по реализации развития образовательной политики на всех уровнях образования. Стабильность и способность к обновлению образовательной системы основывается прежде всего на профессиональной компетентности руководителей и педагогов, соответствующей запросам общества.

   Являясь составной частью социокультурной сферы жизнедеятельности общества, система образования подчиняется общим закономерностям социального развития, но в тоже время имеет свои специфические особенности развития. Существующая традиционная система образования и социальные институты воспитания и развития личности порой не справляются со своими задачами и отстают от современных запросов и потребностей государственного, общественного и личностного развития. Нужны новые, более современные, более эффективные, доступные институты и системы образования, воспитания и развития подрастающих поколений людей. Эпоха информационного общества настоятельно требует формирования единого и открытого образовательного пространства, тесного взаимодействия образовательных систем, интеграции всех уровней образования, формирования и использования благоприятной окружающей среды для реализации концептуальных идей непрерывного образования, образования через всю жизнь.

   Целесообразность создания современного многопрофильного социокультурного образовательного ресурсного центра обусловлена актуальными требованиями дальнейшего социально-экономического развития страны, потребностью в новых инструментах работы с городским сообществом, назревшей необходимостью изменения формата работы учреждения образования, как составной части городской инфраструктуры и основной движущей силы развития общества.

  Запросы к системе образования также направлены на подготовку мотивированного к освоению знаний и осознанному профессиональному выбору учащегося. Реалии современного общества – нехватка высокопрофессиональных специалистов в управленческой сфере, а также в сфере IT –технологий. Концепция Центра и разработана в русле новых государственных инициатив. Таких как модернизация экономики, развитие наукоемких отраслей, программа развития образования и др. Основным назначением Центра становится выполнение функций образовательного учреждения нового поколения, представляющего собой систему, направленную на отработку механизмов повышения целостности образовательной практики, когда все, что окружает обучающегося, целенаправленно работает на его гражданское и интеллектуальное становление, а он, как составная часть социума, позитивно влияет на развитие последнего. Очевидно, что рыночные отношения требуют подготовки компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни. В связи с этим профориентация детей и молодежи является проблемой не только педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи. По данным мониторинга (данные 2013 года), лишь 29% родителей учащихся ІХ классов и 24% родителей учащихся ХІ классов считают профессиональное самоопределение наиболее значимой целью обучения в учреждении общего среднего образования.

  На наш взгляд, профессиональная ориентация, результатом которой является социально-профессиональное самоопределение, - это система равноправного взаимодействия личности и общества на определённых этапах развития человека, оптимально соответствующая его индивидуальным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах. Именно этот принцип был определяющим при разработке обозначенного нами проекта.

   Проводником и средством достижения поставленных целей должен стать Центр, на площадях которого базируется многообразие образовательных, культурно-просветительских, физкультурно-оздоровительных и иных социльно-ориентированных сервисов, формирующих оптимальные условия для привлечения контингента обучающихся и жителей района и города, и позитивно влияющих на их развитие. Кроме новых функциональных качеств учебного здания, помещений, оборудования и мебели, необходим особый настрой педагогического коллектива на овладение принципиально новыми способами, формами и содержанием образовательного процесса, на умение конструировать и применять передовые педагогические технологии в условиях современного образования, работать в  тесном содружестве с представителями высших учебных заведений, Минского городского института развития образования, городским сообществом. В работе такого Центра будут применяться новые способы оценки и самооценки деятельности педагога и деятельности учащихся, основанные не на стихийно сложившихся стереотипах, а на определении степени продвижения учащихся в зоне их ближайшего развития.

  Инновационность ресурсного центра заключается в создании гибкой и динамичной системы обеспечения, сопровождения и поддержки образовательного и воспитательного процесса в учреждении образования, интегрирующего усилия управленческих структур, потенциал образовательных учреждений всех уровней и возможности социокультурного пространства Первомайского района и г. Минска. В то же время подобное новообразование превращается в ретранслятора передовых идей и  эффективных решений для всего сообщества, находящегося рядом, и предоставляет  возможность использовать потенциал  ресурсного центра для развития каждого учащегося, каждого педагога и каждого жителя микрорайона. Нацеленность деятельности Центра на изучение, развитие и распространение наиболее передовых технологий в области образования посредством сотрудничества с Минским городским институтом развития образования делает его исключительно важной точкой для дальнейшего устойчивого развития и совершенствования методической сети города.

   Таким образом, многопрофильный социокультурный образовательный ресурсный центр столицы:

являясь инициатором и координатором создания партнерской образовательной сети, способен оказывать высококачественные образовательные услуги на основе применения новейших образовательных и информационных технологий, используя научный потенциал и технологические ресурсы БГУИР, БНТУ, Академии управления, МГИРО, других партнеров;

являясь методической площадкой МГИРО, апробировать и распространять эффективные образовательные и информационные технологии, гарантированно обеспечивающие эффективное развитие интеллекта и творческих способностей учащихся, сохранение и укрепление их физического, психического и нравственного здоровья;

являясь социальным партнером в городском сообществе, вести исследовательские работы в междисциплинарных областях, направленные на решение наиболее острых задач и проблем по профессиональному самоопределению и становлению молодого человека; обеспечивать содержательно-технологическую преемственность между школой и высшим учебным заведением, организуя деятельность по формуле: социум-школа-вуз-социум;

являясь неотъемлемой частью городской социокультурной инфраструктуры, обладая современной материально-технической базой и кадровым потенциалом, организовывать на современном уровне отдых, оздоровление и творческую деятельность большого количества детей, молодежи, педагогов и родителей района и города; 

  Цель проекта: разработать и обосновать модель многопрофильного социокультурного образовательного ресурсного центра для сетевого взаимодействия государственных органов управления образованием и учреждений образования различных типов и видов в образовательном пространстве г.Минска.

  Объект проекта: процесс создания модели многопрофильного социокультурного образовательного ресурсного центра.

   Предмет проекта: модель многопрофильного социокультурного образовательного ресурсного центра.

  Предполагаемый результат: создание, развитие и становление современной площадки городского масштаба – многопрофильного социокультурного образовательного ресурсного центра, который станет эффективным инструментом объединения усилий учреждений образования, высших учебных заведений, производственных предприятий, исследовательских организаций и коллективов, учреждений культуры, физкультуры и спота, органов государственной власти, общественных организаций для решения наиболее актуальных задач социально-экономического развития региона и страны в целом.

  Многопрофильный социокультурный образовательный ресурсный центр столицы будет выполнять две основные функции: станет современным центром формирования интеллектуального и  творческого потенциала города и полигоном для профориентационной работы на основе сотрудничества с высшими учебными заведениями и социокультурной средой.

  Работа центра будет направлена на создание и распространение передовых образовательных и информационных технологий, позволяющих определить и развить склонности, творческий и физический потенциал учащихся, содействовать их профессиональному становлению.

  Задачи:

1. Определить теоретико-методологические подходы к разрешению проблемы развития регионального управления системой образования.

2. Создать оптимальные условия, обеспечивающие разноуровневый подход к развитию личности обучающихся, качественную довузовскую подготовку через:

-     обеспечение мотивации обучения, развитие потребности в получении знаний;

-     воспитание учащихся на гуманистических идеалах, традициях национальной и мировой культуры;

-     расширение базового компонента образования и интеграцию школьного и вузовского обучения.

  1. Разработать и обосновать модель многопрофильного социокультурного образовательного ресурсного центра, деятельность которого направлена на:

– повышение качества образования на основе использования передовых информационных, педагогических и образовательных технологий, совершенствования уровня профессиональной (педагогической и предметной) подготовки педагогического состава;

– продвижение образовательного учреждения как основной методической площадки по развитию партнерских отношений с высшими учебными заведениями в области IT-технологий, управленческого менеджмента;

– формирование в учреждении образования полифункциональной среды, мотивирующей к выбору актуальных профессий и способствующей профессиональному самоопределению обучающихся, профессиональной мобильности учащихся, повышающей их готовность к изменениям спроса на рынке труда вследствие технологических и экономических факторов;

– создание вариативной образовательной системы для полноценной реализации способностей и задатков обучающихся, развитие формата предоставления образовательных, методических и иных услуг  представителям педагогического сообщества и других групп населения;

– формирование институтов партнерства, основанных на многостороннем взаимовыгодном сотрудничестве,

– создание базовых и сопутствующих сервисов, формирующих основу благоприятной среды для развития интеллектуального и творческого  потенциала обучающихся учреждения образования и жителей Первомайского района, г. Минска.

  1. Апробировать деятельность многопрофильного образовательного и социокультурного ресурсного центра.

   Методы проектирования (теоретические и эмпирические).

Методы исследования:

для решения поставленных цели и задач в работе использован комплекс методов: теоретический анализ общей и специальной философской, социальной, психологической и педагогической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ нормативных документов в сфере образования;

диагностические методы (эмпирические): анкетирование, опрос, беседы, оценивание (самооценка, самоаудит, экспертная оценка), наблюдение (прямое и косвенное), анализ управленческой деятельности  руководителей учреждений  образования г.Минска, начальников  управлений образования, спорта и туризма администраций районов г.Минска, результаты аудита и консалтинга.