ГУО "Минский городской институт развития образования"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Главная | СОЗДАНИЕ МНОГОПРОФИЛЬНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА СТОЛИЦЫ | ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
 

 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

   I этап (пропедевтический, подготовительный) – (2014 год) – (изучение и анализ нормативных документов в области образования, отечественной и зарубежной философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определение методологических и теоретических основ исследования).

   Методологическую основу проекта составили методологические семинары и консультации докторов педагогических наук, Масюковой Н.А., Пальчевского Б.В., кандидатов педагогических наук  Мороз Т.И., Минич О.А.; материалы коллегий, оперативных совещаний, распорядительные документы и др., подготовленные и утвержденные председателем комитета по образованию Мингорисполкома М.В.Мирончиком, первым заместителем председателя М.С. Киндиренко; аналитические материалы, подготовленные С.П.Стренковским, Е.Л. Сергейчик, Л.Г. Венцеревой, О.А. Минич, Т.И. Метлицкой, Л.А.Соколовой, О.В. Толкачевой и другими сотрудниками Минского городского института развития образования; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждения высшего, общего среднего, профессионально-технического, дополнительного образования, концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь.

   Общенаучную теоретическую основу составили работы по деятельностному подходу к образованию и развитию личности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина); культурологическому подходу к управлению образовательными системами (А.Г.Асмолов, В.П.Зинченко, Л.С.Выготский, В.Вундт, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, М.Коул, Н.Б.Крылова,  Н.А.Масюкова, В.И.Слободчиков и др.); общей теории управления социальными организациями и психологии социального управления (Р. Акофф, М. Альберт, А.А. Богданов, О.С. Виханский, И.Н. Гречикова, Г. Кунц, М. Мескон, А.И. Наумов, С.О. Доннел, А.И. Пригожин, З.П. Румянцева, А.Л. Свенцицкий, Ф. Хедоури и другие); прогнозированию и педагогической прогностике (Б.С. Гершунский, Г.М. Добров, В.И. Куценко, Я. Пруха, Л.М. Зеленина, Э.Г. Костяшкин, М.Н. Скаткин, Л.М. Сидон, Э. Янч и другие); проектированию и основам управления развитием образовательных систем (Н.Г. Алексеев, А.В.Воронов, С.А. Гильманов, Б.С.Гершунский, Ю.В. Громыко, В.И. Ерошин, В.И., А.И.Жук, В.И.Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, О.Е. Лебедев,  О.Е.Лисейчиков, Н.А.Масюкова, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и другие); рефлексивному управлению образовательными учреждениями (В.П. Беспалько, Т.М. Давыденко, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и другие); основам и технологиям инновационной деятельности, развитию творческого потенциала, теории педагогического творчества (К. Ангеловски, В.А. Виноградова, Р. Дафт, В.И. Загвязинский, А.Н. Занковский, В.А. Кан-Калик, В.С. Лазарев, Д.К. Лафт, З.Ф. Мазур, А.Я. Найн, Б.В.Пальчевский, Л.С. Подымова, А.И. Пригожин, В.А. Сластенин, В.А. Спивак, К.М. Ушаков, Н.А. Шарай, Н.Р. Юсуфбекова, Е.А Ямбург и другие).

   Были определены предмет, цель, задачи проекта. Проводился отбор материала, необходимого для подготовки проекта, обобщался опыт, утверждалась и разрабатывалась программа  его реализации.

   На первом этапе подготовки проекта нами были изучены основные источники по проблеме создания многопрофильного социокультурного образовательного ресурсного центра столицы, рассмотрены вопросы  взаимодействия между учреждениями образования высшего и общего среднего образования, разработан первоначальный вариант комплекта нормативно-правового регулирования отношений между учреждениями и предприятиями в рамках Центра, проведены организационные мероприятия и переговоры по установлению партнерских отношений, разработана концепция организации и образовательной и воспитательной деятельности ГУО «Средняя школа № 61» (Приложение 1), составлен план совместных мероприятий МГИРО, Академии управления и СШ № 61 (Приложения 3, 4).

 


 II этап (основной, реализации) – (2014-2015) (обоснование необходимости создания; подготовка необходимых документов по функционированию)

  Открытие нового образовательного учреждения предполагает выработку стратегических решений по организационному, материально-техническому, научно-методическому сопровождению этого учреждения и организации учебного процесса на принципиально новых подходах, которые позволят выйти на решение актуальных задач,  поставленных Главой нашего государства. Одна из таких задач -подготовка грамотного специалиста-профессионала с активной гражданской позицией, обладающего качественным багажом знаний, владеющего современными технологиями и способного оперативно принимать необходимые решения.

  Основные вызовы современного общества и запросы к системе образования  также направлены на подготовку мотивированного к освоению знаний и осознанному профессиональному выбору учащегося. Реалии современного общества – нехватка высокопрофессиональных специалистов в управленческой сфере, а также в сфере IT –технологий.

   Разработка концепции деятельности  ГУО «СШ №61 г.Минска»  строилась на основополагающих принципах «Умной» школы, элементы  которой, связанные с материально-техническим, технологическим оснащением и формированием информационно-коммуникационного пространства, были успешно апробированы в ГУО «СШ № 51» г.Минска в рамках реализации проекта  «Электронная школа».

  Наполнение содержательного компонента и выработка принципов организации образовательного процесса строилось с учётом социально-педагогических факторов:

1) усилением требований государства и общества к формированию в системе непрерывного образования социально активной, профессионально компетентной и мобильной личности, способной к успешной трудовой деятельности в избранной  и актуальной  для экономики страны  сфере;

2) потребностями обучающихся в удовлетворении разнообразных образовательных запросов с учётом их интересов, склонностей и профессиональных намерений;

3) возрастающими требованиями экономики страны и общества к уровню подготовки абитуриентов и выпускников высших учебных  заведений;

4) необходимостью обеспечения преемственности в содержании, формах методах и средствах обучения на всех ступенях обучения;

   Исходя из вышесказанного, для содержательного наполнения деятельности СШ № 61 в основу организации учебного и воспитательного процесса были заложены идеи  профильного обучения и профильной школы.  Нами выделены два направления профильной направленности:

 - Менеджмент и социальное партнёрство;

 -  ИКТ и инжиниринг.

  С этой целью подготовлены четырехсторонние соглашения о сотрудничестве комитета по образованию Мингорисполкома, ГУО «Минский городской институт развития образования»,  ГУО «СШ № 61 г.Минска» с вузами – УО «Академия управления при Президенте Республики Беларусь» , УО «Белорусский университет информатики и радиоэлектроники», УО «Белорусский национальный технический университет» (Факультет информационных технологий и робототехники).

  Для выявления мотивированной молодёжи с выраженными лидерскими качествами, а также с целью организации профориентационной работы  через  деятельность Школьной академии управления среди обучающихся в системе образования города Минска предполагается организовать реализацию профильного направления «Менеджмент и социальное партнёрство» в тесном сотрудничестве с Академией управления при Президенте Республики Беларусь.

   В рамках партнёрского соглашения предусматриваются  следующие направления сотрудничества:

 - внедрение современных информационно-образовательных и аналитических технологий в систему организации профориентационной работы учреждений образования столичного региона; организацию деятельности Школьной академии управления; ориентирующую молодежь на организационно-управленченскую деятельность с целью подготовки квалифицированных руководящих кадров;

 - разработка и внедрение программ факультативных занятий по направлению «Менеджмент и социальное партнёрство» для приобретения и углубления знаний в предметной области и мотививации личности учащегося к поступлению в Академию управления;

 - подготовка анкет и проведение анкетирования для выявления учащихся, обладающих лидерскими качествами и заинтересованных к обучению в рамках факультативных занятий по направлению «Менеджмент и социальное партнёрство»;

 - организация и обеспечение повышения квалификации руководящих кадров;

 - разработка схем образовательной деятельности (деловые игры, психоаналитическое тестирование, квалификационные карты, тестирование оценки знаний) для обучения учащихся;

 - организация и проведение процедуры сертификации, в том числе разработка сертификата, в отношении учащихся, прошедших обучение на факультативных занятиях по направлению «Менеджмент и социальное партнёрство».

   Сотрудничество будет осуществляться на основе инновационных методов, методических материалов, программных средств и баз данных системы дистанционного обучения Академии управления.

   С целью популяризации технического образования и ИТ- специальностей среди обучающихся в системе образования города Минска планируется реализация профильного направления «ИКТ и инжиниринг», которое возможно реализовать в тесном сотрудничестве с Белорусским национальным техническим университетом и Белорусским университетом информатики и радиоэлектроники с привлечением интеллектуального и материально-технического ресурсов компании Cisco; Парка высоких технологий.

   Предметом деятельности в рамках реализации четырёхстороннего соглашения с Факультетом информационных технологий и робототехники УО «Белорусский национальный технический университет» и УО «Белорусским университетом информатики и радиоэлектроники» предполагается сотрудничество сторон по решению стоящих перед ними задач по организации профориентационной работы и деятельности Школьной лаборатории робототехники, Виртуального кампуса на базе ГУО «СШ № 61 г.Минска» – многопрофильного регионального ресурсного центра, базовой площадки Минского городского института развития образования по апробации и внедрению наиболее современных моделей взаимодействия заказчиков образовательных услуг, вузов, организаций и предприятий.

   Предусматриваются следующие направления сотрудничества:

внедрение современных информационно-образовательных технологий в систему организации профориентационной работы учреждений образования столичного региона; организация деятельности Школьной лаборатории робототехники; Виртуального кампуса, совершенствование образовательного процесса и повышение качества подготовки специалистов с учетом требований инновационного развития экономики республики;

разработка и внедрение программ факультативных занятий по направлению «ИКТ и инжиниринг» для приобретения знаний в области информационных технологий и робототехники, а также формирования учебно-профессиональной мотивации учащихся для подготовки к поступлению в университет;

подготовка анкет и проведение анкетирования для выявления учащихся, заинтересованных в обучении по направлению «ИКТ и инжиниринг» на базе школы;

организация и обеспечение повышения квалификации руководящих работников и специалистов, заинтересованных в организации деятельности школьных лабораторий робототехники на базе других учреждений общего среднего образования города Минска;

разработка совместных программ профориентационной деятельности для обучения учащихся по направлению «ИКТ и инжиниринг», а также работе с высокомотивированными учащимися;

разработка и внедрение системы стимулирования учащихся, показавших значимые учебные результаты в ходе освоения образовательных программ дополнительного образования для детей и молодежи по направлению «ИКТ и инжиниринг».

  Сотрудничество всех заинтересованных сторон  будет осуществляться на основе использования материально-технической базы университета, школы и института, привлечения профессорско-преподавательского состава университета и института в рамках реализации основных направлений подготовки «ИКТ и инжиниринг».

  Средняя школа № 61 г. Минска, обладая современной материально-технической и интеллектуальной базой, располагаясь в центре растущего микрорайона, должна стать центром духовного и культурного воспитания молодого поколения. Планируется превратить ее в социкультурный и образовательный центр, задачей которого является реализация программ не только общего среднего образования, но и дополнительного образования с разветвленной сетью внеклассных занятий. Досуговое пространство школы планируется использовать для удовлетворения социкультурных запросов не только учащихся, но и жителей микрорайона, Первомайского района и города в целомпосредством:

- организации обучения на всех ступенях образования с использованием информационно-коммуникационных технологий  (на основе сотрудничества с ГУО "Минский городской институт развития образования" - проект "Электронная  школа");

- оказания услуг дополнительного образования (кружки, секции, факультативы, занятия по интересам, клубы с использованием возможностей вузов - Академии управления при Президенте Республики Беларусь;  Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники; Белорусского национального технического университета, ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи «АРТ», ГУО «Центр физкультуры и спорта Первомайского района» и других заинтересованных организаций - "Парка высоких технологий"; компании  CISCO; спортивных клубов; танцевальных коллективов и др.);

- школы выходного дня (для детей, обучающихся в школе и детей микрорайона);

- реализации программ здорового образа жизни (использование материально-технической базы: бассейн, стадионы, спортивные залы для обучения и пропаганды здорового образа жизни детей и взрослых).

- функционирования родительских университеты (лекции и консультации для родителей детей, обучающихся в школе и всех желающих родителей и законных представителей микрорайона, города с привлечением профессорско-преподавательского состава кафедр Минского городского института развития образования и др. структур);

- организации досуга молодёжи (танцевально-тематические вечера; развлекательные программы; спортивные мероприятия; конкурсы и др.)


   III этап (подведение итогов) – (2016 год) – завершающий, описательно-итоговый. Будет проведена оценка эффективности сотрудничества учреждений образования, средней школы как социокультурного образовательного ресурсного центра. Проанализированы, систематизированы и обобщены результаты, внесены необходимые коррективы, подготовлены методические рекомендации.