Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
МЕНЮ

КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №61 г.Минска»

КОНЦЕПЦИЯ  ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 В ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №61 г.Минска»

  Открытие нового образовательного учреждения предполагает выработку стратегических решений по организационному, материально-техническому, научно-методическому сопровождению этого учреждения и организации учебного процесса на принципиально новых подходах, которые позволят выйти на решение актуальных задач,  поставленных Главой нашего государства. Одна из таких задач -подготовка грамотного специалиста-профессионала с активной гражданской позицией, обладающего качественным багажом знаний, владеющего современными технологиями и способного оперативно принимать необходимые решения.

  Основные вызовы современного общества и запросы к системе образования также направлены на подготовку мотивированного к освоению знаний и осознанному профессиональному выбору учащегося. Реалии современного общества – нехватка высокопрофессиональных специалистов в управленческой сфере, а также в сфере IT –технологий.

  Разработка  концепции  деятельности  ГУО «СШ №61 г.Минска»  строилась на основополагающих  принципах «Умной» школы, элементы  которой, связанные с материально-техническим, технологическим оснащением и формированием информационно-коммуникационного пространства, были успешно апробированы в ГУО «СШ № 51» г.Минска в рамках реализации проекта  «Электронная школа».

  Наполнение содержательного компонента и выработка принципов организации образовательного процесса строилось с учётом социально-педагогических факторов:

1) усилением требований государства и общества к формированию в системе непрерывного образования социально активной, профессионально компетентной и мобильной личности, способной к успешной трудовой деятельности в избранной  и актуальной  для экономики страны  сфере;

2)  потребностями обучающихся в удовлетворении разнообразных образовательных запросов с учётом их интересов, склонностей и профессиональных намерений;

3) возрастающими требованиями экономики страны и общества к уровню подготовки абитуриентов и выпускников высших учебных  заведений;

4)  необходимостью обеспечения преемственности в содержании, формах методах и средствах обучения на всех ступенях обучения;

   Исходя из вышесказанного, для содержательного наполнения деятельности СШ № 61 в основу организации учебного и воспитательного процесса были заложены идеи  профильного обучения и профильной школы.  Нами выделены два направления профильной направленности:

 - Менеджмент и социальное партнёрство;

 -  ИКТ и инжиниринг.

  С этой целью подготовлены  четырехсторонние соглашения о сотрудничестве  комитета по образованию Мингорисполкома, ГУО «Минский городской институт развития образования»,  ГУО «СШ № 61 г.Минска» с вузами –  УО «Академия управления при Президенте Республики Беларусь» , УО «Белорусский университет информатики и радиоэлектроники», УО «Белорусский национальный технический университет» ( Факультет информационных технологий и робототехники).

   Для выявления мотивированной молодёжи с выраженными лидерскими качествами, а также  с целью организации профориентационной работы  через  деятельность Школьной академии управления среди обучающихся в системе образования города Минска предполагается организовать реализацию профильного направления «Менеджмент и социальное партнёрство» в тесном сотрудничестве с Академией при Президенте Республики Беларусь.

   В рамках партнёрского соглашения предусматриваются следующие направления сотрудничества:

 - внедрение современных информационно-образовательных и аналитических технологий в систему организации профориентационной работы учреждений образования столичного региона; организацию деятельности Школьной академии управления; ориентирующую молодежь на организационно-управленченскую деятельность с целью подготовки квалифицированных руководящих кадров;

 - разработка и внедрение программ факультативных занятий по направлению «Менеджмент и социальное партнёрство» для приобретения и углубления  знаний в предметной области и мотививации личности учащегося к поступлению в Академию управления;

 - подготовка анкет и проведение анкетирования для выявления учащихся, обладающих лидерскими качествами и заинтересованных к обучению в рамках факультативных занятий по направлению «Менеджмент и социальное партнёрство»;

 - организация и обеспечение повышения квалификации руководящих кадров;

 - разработка схем образовательной деятельности (деловые игры, психоаналитическое тестирование, квалификационные карты, тестирование оценки знаний) для обучения учащихся;

 - организация и проведение процедуры сертификации, в том числе разработка сертификата, в отношении учащихся, прошедших обучение на факультативных занятиях по направлению «Менеджмент и социальное партнёрство».

   Сотрудничество будет осуществляться на основе инновационных методов, методических материалов, программных средств и баз данных системы дистанционного обучения Академии управления.

   С целью популяризации технического образования и ИТ- специальностей среди обучающихся в системе образования города Минска планируется реализация профильного направления «ИКТ и инжиниринг», которое возможно реализовать в тесном сотрудничестве с Белорусским национальным техническим университетом и Белорусским университетом информатики и радиоэлектроники с привлечением интеллектуального и материально-технического  ресурсов компании Cisco; Парка высоких технологий.

   Предметом деятельности в рамках реализации четырёхстороннего соглашения с Факультетом информационных технологий и робототехники   УО «Белорусский национальный технический университет» и УО «Белорусским университетом информатики и радиоэлектроники» предполагается  сотрудничество сторон по решению стоящих перед ними задач по организации профориентационной работы и деятельности Школьной лаборатории робототехники, Виртуального кампуса на базе ГУО «СШ № 61 г.Минска» – многопрофильного регионального ресурсного центра, базовой площадки Минского городского института развития образования по апробации и внедрению наиболее современных моделей взаимодействия заказчиков образовательных услуг, вузов, организаций и предприятий.

  Предусматриваются следующие направления сотрудничества:

внедрение современных информационно-образовательных технологий в систему организации профориентационной работы учреждений образования столичного региона; организацию деятельности Школьной лаборатории робототехники; Виртуального кампуса, совершенствование образовательного процесса и повышение качества подготовки специалистов с учетом требований инновационного развития экономики республики;

разработка и внедрение программ факультативных занятий по направлению «ИКТ и инжиниринг» для приобретения знаний в области информационных технологий и робототехники, а также формирования учебно-профессиональной мотивации учащихся для подготовки к поступлению в университет;

подготовка анкет и проведение анкетирования для выявления учащихся, заинтересованных в обучении по направлению «ИКТ и инжиниринг» на базе школы;

организация и обеспечение повышения квалификации руководящих работников и специалистов, заинтересованных в организации деятельности школьных лабораторий робототехники на базе других учреждений общего среднего образования города Минска;

разработка совместных программ профориентационной деятельности для обучения учащихся по направлению «ИКТ и инжиниринг», а также работе с высокомотивированными учащимися;

разработка и внедрение системы стимулирования учащихся, показавших значимые учебные результаты в ходе освоения образовательных программ дополнительного образования для детей и молодежи по направлению «ИКТ и инжиниринг».

  Сотрудничество  всех заинтересованных сторон  будет осуществляться на основе использования материально-технической базы университета, школы и института, привлечения профессорско-преподавательского состава университета и института в рамках реализации основных направлений подготовки «ИКТ и инжиниринг».

  Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. По сути, в процессе обучения должен сформироваться не только индивидуальный  образовательный маршрут, но и профессиональный выбор, устраивающий и отдельного  взятого человека и общество в целом.

  Профильная школа – институциональная форма реализации такой цели. Это основная форма, но не единственная. Вполне перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, фактически выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за рамки стены отдельной школы.

  В г.Минске идеи профильной школы и модели её организации были успешно апробированы в 2006 – 2008 годах  на этапе обсуждения  и внедрения Концепции профильного обучения. Отдельные  учреждения образования, а также сеть школ и иных образовательных учреждений, реализовывали не только содержание выбранного профиля, но и предоставляли учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание других профильных (профессионально ориентированных курсов). Такая возможность была реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (мультипрофильное обучение, дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (вузы, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального  образования и т.д.). Это позволяло старшекласснику одной школы при необходимости воспользоваться услугами других школ и учреждений образования.

  Средняя школа № 61 - Школа СМАРТ (с англ. smart – умный) – это:

  1. Современное архитектурное решение в гармоничном сочетании экологически чистого микрорайона и образовательного пространства.
  2. Материально-техническая база 21 века.
  3. Академическая поддержка профессионального определения.
  4. Развитие личности обучающихся на основе ценностей белорусской культуры и гражданственности.
  5. Технологии личностно-ориентированного и электронного обучения.

  Основная цель для региональной системы образования – создание на базе школы многопрофильного ресурсного центра – базовой площадки ГУО «Минский городской институт развития образования» по апробации и внедрению наиболее современных моделей взаимодействия заказчиков образовательных услуг (личности, общества, государства) и потенциальных работодателей для организации профориентационной работы с обучающимися в учреждении образования и микрорайоне на основании предъявляемых к системе образования требований государства и общества по подготовке востребованных высококлассных специалистов для экономики страны; профильного обучения на III ступени общего среднего образования при тесном взаимодействии с профильными вузами и заказчиками со стороны организаций и предприятий; внедрение инновационных подходов к организации непрерывного дополнительного образования взрослых.

  Миссия школы – современное качественное образование; формирование личности обучающихся в учреждении образования с позиций гражданственности, патриотизма, партнёрских взаимоотношений, толерантности; познания и преобразования окружающего мира в диалоге с Учителем и друг с другом.

  Цель – создание оптимальных условий, обеспечивающих разноуровневый подход к развитию личности обучающихся, качественную довузовскую подготовку.

  Задачи:

-     обеспечение мотивации обучения, развитие потребности в получении знаний;

-     воспитание учащихся на гуманистических идеалах, традициях национальной и мировой культуры;

-     расширение базового компонента образования и интеграция школьного и вузовского обучения.

  Роль  школы для системы образования города Минска

  • Апробация деятельности многопрофильного ресурсного центра;
  • Внедрение новых форм взаимодействия заказчиков образовательных услуг и потенциальных работодателей;
  • Внедрение инновационных подходов к организации непрерывного дополнительного образования взрослых;
  • Разработка модели профильного обучения III ступени общего среднего образования на компетентностной  основе.

  Система поддержки образовательного процесса

  • Формирование образовательного заказа на основе электронной системы анкетирования;
  • Образовательная среда электронной школы:

Инновационные стратегии и технологии обучения,
Взаимодействие разнообразных жизненных укладов.

  • Система профессионального самоопределения и развития: 

Повышение квалификации педагогов,
Партнёрство с ВУЗами и предприятиями.

 Поддержка осознанного выбора  учащимися приоритетных специальностей

Базовый компонент

История, Белорусский и Русский язык и литература, Иностранный язык 

Информатика, Математика, Физика, Иностранный язык 

Повышенный уровень преподавания предметов 

Математика, История, Белорусский и Русский язык и литература, Иностранный язык 

Информатика, Математика, Физика, Иностранный язык

Факультативы профильной направленности

Школьная академия управления, МХК, Психология общения, Тренинг командообразования

ИТ-Академия, Академия Cisco,  Школа робототехники, Виртуальный кампус

 

  Профессионально ориентированный результат

  1. Подготовка будущих менеджеров, управленцев;
  2. Подготовка будущих ИТ-специалистов .

   Перспектива - создание оптимальной модели профориентационной работы и профильного обучения на III ступени общего среднего образования в столичном регионе с подключением высших учебных заведений, организаций и предприятий г.Минска на основе компетентностного подхода,  существующего социокультурного пространства г.Минска и с учётом актуальных  потребностей в подготовке кадров.

  Современная школа требует переосмысления подходов к воспитанию, постепенного совершенствования содержания, форм и методов воспитания личности как творца и проектировщика своей жизни, который умеет определять свою жизненную стратегию, стремиться быть компетентной, ответственной, социально активной и мобильной личностью, способной к социальным действиям. С целью формирования такой личности в воспитательный процесс внедряется компетентностный подход, одним из принципов которого и является принцип проектирования и конструирования воспитательного пространства школы.

  Воспитательное пространство – это результат творческой и интегральной деятельности школы  (учителя и учеников), нацеленный на создание общего ценностно-нормативного уклада жизни школы; это пространство возможностей, динамическая система взаимосвязанных педагогических событий, которые составляют основы жизнедеятельности школы, направленных на личностное развитие учащегося, развитие его жизненных компетентностей.

  Составными воспитательного пространства  в школе будут следующие содержательные элементы:

жизненное пространство ученика (интегральное отображение результатов его движения в   воспитательном пространстве)

 самообразовательное пространство (пространство эвристических заданий, ученических мастер-классов, индивидуальных проектов, факультативов, конференций, презентаций, клубов, музея);

- творческое пространство (пространство творческих работ, массовых праздников );

 трудовое пространство (мастерские, кружки, акции)

- социальное пространство (социальная практика, социальные проекты по краеведению, по профориентации, участие в социальной работе школы );

Важной составляющей воспитательного пространства школы, средством ее расширения на социальное пространство является социальная практика, которая играет роль механизма приобщения учащихся к жизни в социуме.

Социальная практика выполняет два основных задания:

1)   Обеспечивает расширение границы школы, ее включение в реальную жизнь общества для успешного развития жизненных компетенций учащихся;

2) Способствует интенсивному развитию ключевых компетентностей, в первую очередь, социальной.

  Практико-ориентированная - и социальная направленность воспитательной работы в сформированном воспитательном пространстве позволит учащемуся примерить на себе разные социальные и профессиональные роли, позволить реализовать лидерские качества, взять на себя ответственность  за проинициированное дело.

  Таким образом, знания, полученные в процессе учебной деятельности, войдут в практику воспитательной работы  и  станут  их практическим воплощением (факультатив-сайт для дошкольных учреждений вместе со студентами; Менеджмент – школа «ШАГ»- школа активных граждан и т п.).